(Продолжение. Начало «В» от 15.02.2023, от 15.03.2023, от 29.03.2023, от 19.04.2023, от 26.04.2023, от 03.05.2023, от 07.06.2023, от 21.06.2023, от 05.07.2023, от 19.07.2023, от 26.07.2023, от 16.08.2023, от 23.08.2023, от 30.08.2023, от 05.09.2023, от 13.09.2023, от 25.10.2023, от 20.12.2023, от 28.02.2024; от 06.03.2024; от 20.03.2024; от 24.04.2024; от 18.06.2024; от 26.06.2024; от 02.07.2024; от 16.07.2024; от 24.07.2024; от 30.07.2024; от 13.08.2024; от 21.08.2024; от 27.08.2024; от 10.09.2024; от 25.09.2024; от 02.10.2024; от 22.10.2024; от 22.10.2024; от 12.11.2024; от 20.11.2024; от 27.11.2024; от 04.12.2024; от 11.12.2024; от 18.12.2024)
Газета «Вести» продолжает рубрику «Великие писатели Отечества». Нашим читателям мы предлагаем ознакомиться с краткой биографией людей, которые существенно повлияли на мировоззрение россиян, воспитание в них чувства прекрасного, сделали русский язык великим и могучим. При этом не будем забывать, что некоторые из них стали предвестниками трех революций в Российской империи, приблизив смутные времена с кровавой круговертью, а также приблизившие крах советского строя. Великие писатели Отечества составляют часть нашей истории и заслуживают того, чтобы их творчество знали и помнили.
Даниил Александрович Гранин
(1919–2017)
Даниил Гранин – известный писатель, сценарист, общественный деятель. Имеет множество наград и премий правительства, удостоен звания Почетного гражданина Санкт-Петербурга. Широкая популярность пришла к нему после выпуска книг «Зубр», «Эта странная жизнь», «Блокадная книга» и других.
Книги писателя Даниила Гранина любят уже несколько поколений читателей. И это неудивительно, потому что они близки многим из нас. Его герои – простые люди со своими маленькими проблемами и радостями, которые ищут собственный путь и противостоят соблазнам.
Родился Даниил Герман (Гранин – творческий псевдоним) 1 января 1919 года. В разных источниках значатся противоречивые сведения о месте его рождения. По одним данным, это произошло в городе Вольск Саратовской области, другие же свидетельствуют, что его родина – село Волынь Курской области.
Отца звали Александр Герман, он долгие годы трудился лесником, поэтому семья часто переезжала с места на место. Мама писателя, Анна Бакировна, была младше мужа на два десятка лет, занималась домом и детьми. Даниил всегда говорил, что у них была идеальная семья, основанная на любви и уважении. Мама имела отличный голос, часто пела сыну любимые романсы.
Ранние годы Даниила прошли в деревне, но вскоре отец получил новое назначение, и семья переехала в Ленинград. Больше всех радовалась Анна Бакировна – она откровенно скучала в селе. Мальчик тоже был в восторге от таких перемен, город ему очень понравился. Но счастье длилось недолго. Отца арестовали и отправили в сибирскую ссылку. Матери пришлось найти работу – теперь она была единственным кормильцем в семье.
Гранин учился в школе на Моховой, которая считалась лучшей в Ленинграде. Он любил физику и литературу. Впоследствии часто вспоминал учительницу по литературе, которая пыталась научить школьников писать стихи.
Ему это мастерство так и не поддалось, и потому Даниил всю жизнь считал поэтов настоящими небожителями.
После окончания школы он стал студентом политехнического института, диплом об окончании которого получил в 1941 году, перед началом войны. Однако диплом инженера-электрика ему так и не понадобился, биография его круто изменилась – будущий писатель отправился на фронт.
Вначале его отправили на Прибалтийский фронт, потом был Ленинградский фронт, пехота, танковые войска, награждение боевыми орденами. Победу Гранин встретил в Восточной Пруссии, на тот момент он уже успел стать командиром танковой роты. Он не делился своими воспоминаниями о войне ни с кем и даже не собирался писать об этом.
После победы Даниил продолжил учебу в аспирантуре, нашел себе работу в Ленэнерго.
Впервые Гранин попробовал свои силы в писательском деле еще в конце 30-х. Его рассказы «Родина» и «Возвращение Рульяка» напечатал журнал «Резец» в 1937 году. Но настоящая творческая биография писателя началась в 1949 году после публикации рассказа под названием «Вариант второй». Именно тогда он взял себе творческий псевдоним Гранин и сделал это по личной просьбе однофамильца Юрия Германа, который к тому времени уже был известным прозаиком.
В 1951 году Даниил напечатал два романа – «Ярослав Домбровский» и «Спор через океан», но они не принесли ему широкой известности. Популярность пришла к нему в 1955-м, когда Гранин представил на суд читателей свое новое детище – роман «Искатели». Главный герой романа – ученый Андрей Лобанов, увлеченный своим делом, но вынужденный тратить силы на борьбу с бюрократической машиной.
Героями произведений Гранина еще не раз становились аспиранты, ученые, изобретатели и их отношения с начальством. Именно на эту тему написаны книги «Неизвестный человек», «Иду на грозу», «Кто-то должен», «Собственное мнение». Одновременно с этим писатель работает и над историческими произведениями: «Повесть об одном ученом и одном императоре», «Размышления перед портретом, которого нет».
Даниил Гранин очень интересовался биографиями талантливых современников. Он написал повесть «Эта странная жизнь» о биологе Александре Любищеве, потом вышла его книга «Зубр», где главный герой – генетик Николай Тимофеев-Ресовский, и роман под названием «Выбор цели» о физике Игоре Курчатове. В 1994-м Гранин выпустил роман «Бегство в Россию», в котором снова поднимает тему ученых. Но на этот раз писатель изменил жанр и написал не биографию, а приключенческий детектив.
Военная тема занимает отдельное место в творчестве писателя. Самыми выдающимися произведениями автора стал сборник рассказов, получивший название «Еще заметен след», и книга «Блокадная книга», которую Гранин написал в соавторстве с Алесем Адамовичем. В основу этого произведения легли документальные источники, записи людей, переживших блокаду, и воспоминания фронтовиков.
Есть у Гранина еще несколько документальных произведений, написанных в виде очерков и рассказов: «Сад камней» и «Неожиданное утро». В них воспоминания о посещении Австралии, Японии и нескольких европейских стран.
Последние годы жизни писатель посвятил мемуарам. Именно в этом жанре вышли его книги «Причуды моей памяти», «Мой лейтенант», «Всё было совсем не так», которые напечатали уже в новом веке.
В 2013 году писатель переиздал свою «Блокадную книгу». В качестве дополнения к ней использованы фотографии военной поры, которые предоставил петербургский исторический музей, а также личные фото, хранившиеся у Гранина. В 2014 году писатель выступил в немецком бундестаге. Его пригласили на вечер, посвященный 70-й годовщине освобождения концлагеря Освенцим и памяти жертв фашистского режима. Слушатели даже не пытались сдержать слезы, настолько эмоционально выступал Гранин. Ему аплодировали стоя.
Несколько произведений Даниила Александровича стали основой для сценария к художественным картинам. В 1957-м режиссер Михаил Шапиро экранизировал роман «Искатели». Спустя несколько лет на суд зрителей были представлены картины «Дождь в чужом городе», «Выбор цели», «После свадьбы», также снятые по мотивам произведений Даниила Гранина.
Судьба не очень баловала писателя, послала ему достаточно испытаний на его век. Зато в личной жизни Даниила Александровича всё сложилось хорошо. В самом начале Великой Отечественной войны он женился. Его избранницей стала Римма Майорова.
Прошло всего несколько дней с дня росписи, и молодожен ушел воевать. В 1945 году у них родилась дочка Марина. Супруги прожили вместе до самой смерти Риммы в 2004 году.
Преклонный возраст Гранина давал о себе знать всё чаще. Он часто болел, а в 2017 ему стало совсем плохо. Его госпитализировали в первых числах июня, сразу подключив к аппаратам жизнеобеспечения. Однако это не помогло, и сердце прозаика остановилось 4 июня 2017 года. На тот момент ему шел 99-й год.
Поклонники творчества писателя были потрясены новостью о его смерти, хоть и понимали, что это неизбежно в таком возрасте. Местом упокоения прозаика стало Комаровское кладбище близ Санкт-Петербурга.
Источник:
https://biographe.ru/znamenitosti/danil-granin
Даниилу Гранину 105 лет
Его молодые инженеры были одновременно физиками и лириками
105 лет назад, 1 января 1919 года, в семье «приказчика по лесной части» в Курской губернии родился писатель Даниил Гранин. Впрочем, сначала он носил фамилию Герман. Псевдоним взял в 1949 году, когда начал много печататься, по просьбе известного писателя Юрия Германа. Читатели могли бы запутаться в двух прозаиках Германах, которые к тому же не были родственниками.
С юности он разбирался в технике, которая стала почти религией того времени. Успел поработать шофером, потом учился в Ленинградском электротехническом, оттуда перевелся в Ленинградский индустриальный. Учился в аспирантуре, работал инженером электросилового цеха на Кировском заводе, стал там комсомольским секретарем и часто выступал со статьями в многотиражке. Всё, что он видел в аспирантуре и на заводе, надолго стало основой гранинской прозы.
Войну Гранин закончил в звании капитана, с ранениями и орденами. Был политруком. Много лет спустя писатель вспоминал: «В этой войне для меня было два самых важных события. Первое – ленинградская блокада, второе – Сталинград. Блокада была как бы Сталинградом духа, а Сталинград был образцом блокадной стойкости. Я был из 900 дней примерно 600 на Ленинградском фронте, потом уехал в танковое училище. Ленинградский фронт с блокадой был связан не почтой, а трамваем».
Рассказы он писал и публиковал еще в студенческие годы. Первые повествовали об истории Парижской коммуны. Он называл себя универсальным дилетантом – человеком, который занимается тем, что приносит ему удовольствие. Это и есть настоящее долгое счастье. Тогда о писательстве мечтали многие, но Гранин сразу оказался востребованным. Уже в 1954 году, незадолго до выхода в свет его первого романа «Искатели», сам Александр Фадеев предложил включить молодого Гранина в правление Союза советских писателей. Он мог стать преуспевающим литературным начальником, вершителем судеб.
Гранин даже был «выездным», в том числе в капиталистические страны. В одном из интервью он рассказывал: «Я помню, как впервые оказался с товарищами за границей году в 1956-м. Мы шли по Парижу, в широких штанах, в пиджаках с огромными плечами, в кепках. Шли с чувством превосходства». Вполне объяснимое чувство: мало кому удается уцелеть в великой войне, а потом еще воплотить юношескую мечту о творчестве.
Славу ему принесли книги о молодых инженерах, изобретателях, которые были одновременно и физиками, и лириками. Это были живые, а не мраморные герои. Они ошибались, предавали свои идеалы и своих учителей, раскаивались, всё бросали, делали карьеру и совершали открытия, влюблялись и расставались. Но главное – шли «на грозу», шли к своей цели. К научно-техническим вершинам тогда относились трепетно, а Гранин писал о неоперившихся гениях и уже убежденных карьеристах не только со знанием дела, но и с пониманием законов остросюжетного жанра.
Ну а роман «Искатели» (он вышел в 1954 году) превратил его в писателя, которого читают – их во все времена было немного, особенно среди «начинающих». Именно такого героя к тому времени не хватало – преданного науке, молодого, демократичного. Нет уверенности, что стоит намертво связывать выход этой книги со смертью Сталина – молодая литература в любом случае пробивала лед. Но Гранин в своём первом романе пропел настоящий гимн свободному научному творчеству, смелому эксперименту. Хотя многие конфликты традиционны для производственного романа, процветавшего в первые послевоенные годы. Зазнавшиеся светила науки и их приспешники, молодые карьеристы. Всё это было и до Гранина. Но он привнес в этот стиль что-то свое. Быть может, нотку интеллектуализма. Гранин и сам был неординарным человеком, и мысли его, даже близкие к канонам, звучали оригинально. Общаться с умным и дельным человеком всегда интересно. Таким общением для многих стало чтение Гранина.
Молодой ученый Лобанов, который старается не замечать рутинных правил, сложившихся в науке и производстве, готов горы сдвигать. Он исступленно работает над созданием аппарата, помогающего искать места разрывов телефонной связи. Ему мешают. Писатель не забывает усложнять жизнь героя личными драмами, которые, впрочем, для Лобанова – дело второстепенное. Ему ставят палки в колеса и ученые, и управленцы. Но этот богатырь непробиваем. Даже когда он проигрывает и отчаивается, нет сомнений, что этот человек победит. У него и фамилия говорящая – Лобанов, действует напрямую. Это в науке он хитроумен, а в жизни действует без маневров, в лоб. Слишком маневренные дельцы, которые умело подстраиваются к изменениям конъюнктуры, к тому времени чертовски надоели. Да и когда их уважали?
Неожиданным скандалом обернулась публикация в августе 1956-го гранинского рассказа с красноречивым названием «Собственное мнение». Молодой ученый сделал изобретение, которое обещает стране колоссальную экономию горючего. Но при этом теряет смысл признанная классической работа маститого академика, и потому «бюрократы от науки» не дают ход изобретению. Гранин цепко уловил скрытую механику карьеризма, страхи и комплексы столоначальников. «Молчание – самая удобная форма лжи. Оно умеет ладить с совестью, оно оставляет лукавое право хранить собственное мнение и, возможно, когда-то сказать его. Только не сейчас», – рассуждал писатель. Оказалось, что критиковать начальство даже после ХХ съезда партии не рекомендуется. Вскоре в ЦК поступила записка «О серьезных идеологических недостатках в современной советской литературе», в которой автора рассказа журили и прорабатывали. Впрочем, преувеличивать масштабы этой кампании не стоит. Литературная судьба Гранина чаще вызывала зависть коллег, чем сочувствие, а его писательская стратегия оставалась неизменной: не лезть на рожон, но от собственного мнения не отказываться. Это важно для всех его главных героев – отстоять свое.
Было у Гранина мудрое правило: «Самую важную информацию мы получаем из того, что нам недоговаривают». В то время выходило немало добротных производственных романов. Во многих из них героями были молодые ученые. Жанр поставили на поток – и его разъедали штампы. Но Гранину удавалось писать конфликтно, с неожиданными поворотами, с подтекстом. Например, при всем оптимизме финала романа «Иду на грозу» (1962) подлец и убийца Агатов так и остался безнаказанным. Редчайший случай для советской литературы! Там Гранин прошелся и по ученым лысенковского образца – язвительно, без снисхождения. Вспомнил годы спустя и о последствиях сталинского времени: «Культа нет, но служители остались». Это самый громкий и, скорее всего, лучший роман Гранина. И самый переиздаваемый.
Код нового времени писатель сформулировал в небесспорной реплике одного из героев того же романа: «Гении устарели. Гении в науке – всё равно что парусники во флоте. Романтика прошлого! Сейчас навалятся скопом и решают любую проблему. Коллективное творчество, вот тебе и есть гений! Мой шеф – почти гений, а что он без нас – единица. Пусть я ноль. Я согласен. По сравнению с ним я ноль. Но я тот ноль, который делает единицу десяткой». Этот задиристый девиз соответствовал духу середины ХХ века. Вера в науку, вера в коллективизм. Казалось, еще один рывок, и человек подчинит своему разуму всё, вплоть до земного притяжения.
Наука в СССР была не просто важной и престижной профессией. В неё верили. И, вероятно, правильно делали. Кроме того, в науке и вокруг неё трудились сначала тысячи, потом сотни тысяч, а потом и миллионы людей. Целый мир! И у них был свой писатель – Гранин. Который, правда, в последние десятилетия жизни утратил интерес к этой сфере жизни. Дескать, наука больше не дает ни великих открытий, ни новых человеческих типов. Возможно, он не ошибался, но свои лучшие вещи посвятил именно научным сотрудникам, их подвигам и «мелким злодействам».
ГодЛитературы.рф