РЕДАКТОРСКАЯ КОЛОНКА

25 июня этого года газета «Вести» опубликовала материал «Море на замке?!». Речь шла о том, что объединённое Командование Войск и Сил на Северо-Востоке Российской Федерации 20 июня без предупреждения ограничило плавание гражданских судов в Авачинской губе и на подходах к ней. Туристическая отрасль Камчатки понесла ощутимые потери, а у самих туристов был испорчен отдых. Более того, наступил сбой в работе интернета и сотовой связи на полуострове. Самое печальное во всей этой истории было то, что никто не мог сказать, когда все эти ограничения, связанные с военными учениями, закончатся.

Наконец 26 июня в штабе Тихоокеанского флота словно прочитали нашу газету и дали разъяснение информационному агентству ТАСС (цитирую выдержки): «С 16 по 30 июня в акваториях Тихого океана, Охотского и Японского морей под руководством командующего Тихоокеанским флотом адмирала Виктора Лиины проходят плановые учения с силами ТОФ… Совместно с властями Камчатского края ТОФ провёл комплекс мероприятий по ограничению навигации судов в Авачинской губе. Усилен контроль над воздушной обстановкой. В рамках практических действий активно применяются средства радиоэлектронной борьбы и другие современные способы противодействия угрозам… В период проведения учений в отдельных районах полуострова Камчатка возможны временные перебои со связью». То есть только на десятый день учений, за четыре дня до их окончания, штаб КТОФ сподобился опубликовать пресс-релиз.

27 июня в Правительство Камчатского края с нарочным был передан Приказ старшего морского начальника военно-морской базы Петропавловска-Камчатского от 25.06.2025 № 6 «О введении временных дополнений к правилам плавания в Авачинской губе и подходах к ней». Согласно этому приказу были обозначены районы, куда нельзя было заходить гражданским судам или проход туда осуществлялся по специальным разрешениям. В случае несоблюдения этих правил нарушителей задерживали на неопределённое время. Сам приказ не имел грифа секретности и ДСП, т. е. он должен был быть доведён до всех заинтересованных сторон в кратчайшее время. В первую очередь это касалось министерств туризма, транспорта и рыбного хозяйства. В 12 часов 30 минут первого июля этого года на сайте Правительства Камчатского края наконец появилось долгожданное сообщение (цитирую):

«Особый режим навигации действует в Авачинской бухте. В целях обеспечения безопасности мореплавания в Авачинской бухте определены зоны, где запрещено нахождение любого гражданского флота.

Это бухты Крашенинникова и Богатырёвка к западу от линии, соединяющей мысы Казак и Коса; бухта Ильичёва к юго-западу от линии мыс Восточный – мыс Ильичёва, часть бухты Раковая, бухта Шитовая, бухта Богородское озеро, бухта Завойко к северу от линии, соединяющей мыс Завойко, остров Завойко и точку 52°55,8′ N 158°41,1′ E.

Подход судов гражданских ведомств России и иностранных судов к пирсам жестяно-баночной фабрики, к стенке и в доки судоремонтной верфи в бухте Раковая без предварительного разрешения запрещён.

Движение судов, катеров, маломерных плавсредств в Авачинской губе по-прежнему запрещено ежедневно с 23:00 текущих суток до 6:00 следующих суток.

Все подробности – по телефону 8-800-141-00-00».

По указанному телефону корреспонденту «Вестей» дозвониться не удалось. Нас интересовал единственный вопрос: если нахождение любого гражданского флота запрещено в бухте Богородское озеро (расположена примерно в 700 метрах севернее от причала ТЭЦ-1. – Прим. ред.), то почему там базируются и осуществляют туристические перевозки большинство прогулочных судов краевого центра? И где им находиться, если другого места для них нет? В конечном итоге – зачем запрещать то, что запретить невозможно?

К этому курьёзу можно отнести и тот факт, что в пятницу 27 июня у нескольких магазинов, торгующих алкогольной продукцией, наступил сбой в работе интернета. С 10 до 20 часов горячительные напитки не продавались в магазинах «Бристоль», «Гамбринус», «Пробочка», «Красное и Белое». Оказывается, военные учения ещё способствуют формированию здорового образа жизни?

30 июня военные учения закончились, но ограничения, связанные с плаванием гражданских судов, и проблемы с мобильной связью, работой интернета остались.

Вячеслав СКАЛАЦКИЙ