С «Дружбой» не дружат

Оленеводы ушли из сельхозартели «Дружба», им уже два года задерживают зарплату
oleni2_web

Спустя семь месяцев после публикаций в газете «Вести» о проблемной сельхозартели «Дружба» Карагинского района, оленеводы так и не получили окончательного расчета по заработной плате, более того задолженность продолжает расти.

Господа Шаховы, незаконно захватившие предприятие, как и прежде, считают себя полноправными хозяевами реорганизованного ими ООО СХА «Дружба» и уверяют, что с оленеводами расплатились до копейки, причем даже мясом оленины. Для этого им пришлось забить 120 голов оленей (?), что оценивается в 1,2 миллиона рублей. Оленеводы заявляют, что никакого мяса в счет зарплаты они не получали.

Уголовное дело по факту мошенничества в отношении Натальи Шаховой завели еще в июле прошлого года, но до сих пор на нее никто не может найти управы: ни прокуратура, ни следственный комитет, ни полиция, ни министерство сельского хозяйства края.

И сколько это издевательство над оленеводами из села Тымлат будет продолжаться, никто не знает.

Вспомним, как развивались события.

СПК СХА «Дружба» был создан в 1998 году путем слияния крестьянских хозяйств и рыболовецкой артели. В хозяйстве у каждого оленевода были паи, которые обеспечивались поголовьем оленей. (Сейчас поголовье составляет 2132 оленя).

Муж и жена Шаховы появились в селе Тымлат в 2006 году. Наталья была аудитором и представляла интересы кооператива в Петропавловске, а Евгений работал на рыбозаводе. Кооператив действительно находился на стадии банкротства и господа Шаховы пообещали помочь. Но за эти пять лет «Дружба» фактически перестала существовать.

Первые трения начались, когда новоявленные «помощники» продали рыбопродукцию кооператива за 2007 год, а денежные средства от продажи представили как займ от самих себя для выплаты заработной платы карагинских оленеводов.

Дальше их целью стало не только завладеть предприятием, но и распоряжаться деньгами, которые выделяют на поддержку северного оленеводства. Свой план они успешно воплотили в 2010 году.

Так 17 марта 2010 года кооператив преобразовался в ООО СХА «Дружба». При этом ООО стало правопреемником кооператива, то есть взяло на себя все обязательства по долгам и зарплатам.

Владельцами стали господа Шаховы  с долей 56 процентов. А оленеводы, ранее обеспеченные поголовьем от 30 до 150 голов оленей в зависимости от трудового участия и стажа, стали дольщиками (по 0,2 процента) с номинальным размером доли в 800 рублей.

При этом во всех протоколах указано, что обязательный паевой взнос составляет 4000 рублей. А Шаховы, якобы, внесли и обязательный взнос 4000 рублей и еще 108 000 рублей дополнительно.

Помимо выделенных долей, трудовые договоры, заключенные бывшим кооперативом «Дружба» с работниками, продолжают действовать в ООО «Дружба».

Как показала проверка контрольно-счетной палаты, на самом деле Наталья и Евгений не вносили как обязательные, так и дополнительные паевые взносы в кассу кооператива.  Это подтвердила и судебно-бухгалтерская экспертиза.

40 сотрудников кооператива подтверждают, что на состоявшемся весной 2008 года собрании голосовали за прием Шаховых в кооператив с одним обязательным паем, но не давали своего согласия на внесение дополнительных паев и на реорганизацию в ООО.  Оленеводов не устраивали те условия, на которых должна была происходить реорганизация. И они отложили обсуждение этого вопроса до тех пор, пока Наталья Шахова не подготовит новую версию устава. А чтобы ускорить процесс, она попросила Алексея Подобедова собрать подписи с оленеводов. Однако через некоторое время необходимость в услугах семейства Шаховых отпала, так как предприятие стало получать субсидии на развитие оленеводства от государства.

Наталья Шахова же не упустила свой шанс и, воспользовавшись пустыми листами с подписями и печатями, произвела реорганизацию кооператива в тайне от оленеводов.

Кстати, все документальные экспертизы, проведенные в рамках уголовного дела, показали, что подписные приходные ордера об оплате паевых взносов и учредительные документы с подписями и печатями фальшивые. Но они до сих пор всплывают на судебных заседаниях.

До сих пор непонятным остается и тот момент, почему налоговая инспекция приняла документы на реорганизацию от Натальи Шаховой?

До этого в инспекцию было направлено сначала факсом, а затем заказным письмом уведомление о том, что Шахова не является работником кооператива, что все доверенности, выданные ей, считаются не действительными, и поэтому нельзя принимать от нее никаких бухгалтерских документов и отчетов. Несмотря на предупреждение от Шаховых в налоговой инспекции приняли и  протокол общего собрания, и другие учредительные документы. Причем протокол общего собрания был датирован Шаховыми маем 2008 года, а предоставлен в налоговую только в марте 2010.

Почему-то в налоговой на эти факты внимания не обратили.

И только спустя некоторое время в одном из отделов налоговой службы нашли пылившиеся там уведомления об отстранении Шаховой и отзыве ее доверенностей.

Теперь сотрудникам налоговой инспекции приходится лишь пожимать плечами и признавать, что действительно до переезда МИНФС № 3 из поселка Паланы в Петропавловск и ротации кадров в регистрационном отделе, документы были утеряны.

Если это не сговор, то тогда можно считать, что семейству Шаховых очень повезло.

Со временем в состав учредителей реорганизованного предприятия вводят бывшего председателя Алексея Подобедова  и отписывают ему 36 % уставного капитала, назначив гендиректором. Причем об этом Подобедов даже не догадывается. Чем руководствовались Шаховы, когда раздавали доли, выяснить не удалось.  Наверняка, чтобы переложить на него ответственность за невыплаченную зарплату. Правда, на этой должности Алексей Подобедов пробыл недолго.

Через две недели, в апреле 2010 года Шаховы созывают собрание, на котором избирают нового гендиректора и дольщика. Из оленеводов об этом собрании никто не знал и никто на нем не присутствовал. Более того, если верить показаниям Ирины Александровны Окой, проживающей в поселке Оссора  на улице Лукашевской, 69, в квартире 7, как было указано в уведомлении и протоколе, никаких собраний не проводилось, и она ни разу не видела Шаховых.

Следующим гендиректором становится Ольга Борисовна Сорокина. Она, как и Шаховы, жительница города Вилючинска, никогда не имевшая отношения к оленеводству. Знакомая Натальи и Евгения, няня их ребенка, до этого почти всю жизнь проработала поваром.  (Сейчас подрабатывает продавцом в киоске «овощи и фрукты»). Сами Шаховы же заняли посты финансового директора и директора, обладая правом подписи банковских документов. Сейчас Сорокина дает показания, что была подставным гендиректором и никогда не работала в ООО СХА «Дружба».

За это время сменилось три гендиректора. Вот в чем заключалось их управление. В министерство сельского хозяйства Камчатского края они предоставляли сначала  документы о приобретении в 2010 году продуктов питания и топлива через фирму, в которой Наталья Шахова некогда работала аудитором. Эта владивостокская фирма, как выяснилось, уже несколько лет не существует и никаких поставок в адрес кооператива «Дружба» не совершала. Наталья Шахова действовала по своему обычному сценарию: во время работы гендиректор этой компании оставлял ей печать.

Но уже в 2011 году при проведении проверки КСП учредители предоставили аудиторам совершенно другие документы на ту же сумму на те же продукты и оборудование через свою фирму ООО «Пятачок».

В конце 2010 года бывший министр сельского хозяйства Камчатки Марина Суббота приостановила выплату субсидий, так как специалисты министерства убедились в том, что продуктов в оленеводческих звеньях нет, приобретенного оборудования – тоже, и зарплату не выплачивают.

На апрель 2011 года задолженность по зарплате составляла 5,5 миллионов рублей. И она продолжает расти до сих пор. Несмотря на то, что новый министр сельского хозяйства Николай Мизинин в июле прошлого возобновил выплату субсидии более 5 миллионов рублей, чтобы расплатиться по зарплате с оленеводами. Но оленеводы так и не получили всей зарплаты, а лишь 25% от всей суммы.  На сберкнижки оленеводов были перечислены в среднем по 40 тысяч рублей. Хотя по ведомостям за март 2011 года в среднем задолженность одного сотрудника «Дружбы» составляла  160 тысяч рублей. На остальные деньги, Наталья Александровна якобы закупила продукты и технику.

Чтобы доказать, что техника и продукты были закуплены, Шаховы доставили на Камчатку приобретенный болотоход по цене 2,5 миллиона рублей. Но реальная цена, по оценкам специалистов, значительно меньше. Загрузив в него несколько мешков с продуктами, «экспедиция» двинулась из поселка Оссора в село Тымлат. Через несколько десятков километров, чудо-техника сломалась. А еще через месяц сломанный болотоход арестовали судебные приставы в счет погашения задолженности по налогам и сборам.

Минсельхоз тем временем в рамках целевой программы возмещает 50 % затраченной суммы на болотоход. Однако, согласно программе, эта субсидия должна предоставляться только при условии, что техника приобретена за счет собственных средств предприятия, а не за счет государственных дотаций.

Продолжая работать в оленеводстве, люди не могут узнать размер их заработной платы, получить справки, расчетные листки и трудовые книжки.  Никто не контролирует работу оленеводов. Евгений Шахов за два года появился там всего несколько раз. А Наталья вообще в селе Тымлат не была ни разу.

На сегодня в табуны немного завезли продуктов – 1 тонну, вместо обещанных 8 тонн. А в декабре прошлого года продукты, как и в преды-дущие, несколько раз закупали через администрацию села.

Сейчас главная проблема  — даже не питание оленеводов, а отсутствие бензина. В мае начнутся травежи, и не на чем выезжать отстреливать волков.

Уже не в силах бороться с махинациями Шаховых, бывшие сотрудники кооператива «Дружба» создали новое оленеводческое предприятие «Камчадал», куда добровольно перешли все оленеводы «Дружбы».

С «Дружбой» Шаховых покончено? Или…

Саида ВАГАБОВА.

raspiska_web