Военная реформа сегодня напоминает игру «внедрил – отменил».
С 1 июля в войсках Министр обороны РФ Сергей Шойгу своим приказом ввел должности мичманов и прапорщиков, ранее упраздненных бывшим Министром обороны РФ Анатолием Сердюковым.
Пожалуй, это была единственная правильная военная реформация от бывшего руководителя «Ленмебельторга». Возвращая прапорщиков и мичманов в строй, нынешний Министр обороны напутствовал главное управление кадров МО РФ: «Никаких складов, никаких баз». Сергей Кужугетович наверняка знаком с армейской поговоркой: «Офицер служит, пока ноги носят, прапорщик служит, пока руки носят».
Нужны ли прапорщики и мичманы в ВС РФ? Приведем доводы «за», которые озвучил статс-секретарь Минобороны Николай Панков: «Мы провели тщательные исследования и у нас образовались должности, которые не надо делать офицерскими».
Сам стиль изложения изрядно озадачивает. Впервые новые должности в армии и на флоте были выявлены в результате «тщательного исследования». Может, копнуть еще глубже и должности для маршалов найдутся? Они тоже были ликвидированы в ходе реформы. Забавно, что все тот же статс-секретарь в свое время обосновывал упразднение должностей мичманов и прапорщиков. Вместо них пытались подготовить сержантов в наспех созданных военно-учебных центрах. Срок обучения в них составлял три года. Но затея с профессиональными сержантами провалилась. Молодые люди почему-то не стремились получить звание сержанта или старшины. Тогда, видимо, и родилось предположение, может, они на звание прапорщика клюнут? В регулярной армии при Петре Первом, звание прапорщик носили самые младшие офицерские чины. Некоторое время их называли фендриками по примеру шведской армии. В рабоче-крестьянской Красной Армии упразднили, в том числе и звание прапорщика. Затем с 1 января 1972 года уже в Советской Армии снова ввели это магическое звание «прапорщик».
В Советской Армии прапорщики и мичманы прижились. К ним привыкли, как к любимой мозоли. Со временем они превратились в главных героев анекдотов. А само звание «прапорщик» стало нарицательным. Вероятно, без «фендриков» в Российской Армии стало скучно. Про кого придумывать анекдоты? Не про генералов же. Потому что генералы в России – это не звание, а счастье.
Кстати, трое бывших прапорщиков являются учредителями камчатской антикоррупционной газеты «Час пик». Назовем их поименно: Сергей Мылов, Александр Иванов и Михаил Симахин. Им повезло. На их прапорную долю не выпали военные реформы.
И они дослужились до старших прапорщиков.
Не исключено, что возвращенное звание «прапорщика» продержится лишь до следующего Министра обороны РФ.
«Мечтаю стать прапорщиком» – звучит также смешно как «фендрик».
Вячеслав СКАЛАЦКИЙ.