Редакторская колонка

Недавнее заявление министра обороны Российской Федерации Сергея Шойгу «Портянки – это позор Российской армии», прямо скажу, позабавило. Наконец-то нам объяснили, в чем кроется позор Российской Армии. Все портяночно-носочное воинство думало, что бывший министр обороны Анатолий Сердюков – самый большой позор наших разоруженных сил. Оказалось, все дело в портянках, летних и зимних, в бязевых и фланелевых кусках материи размерами 40 на 90 см.

Прообраз портянок на Руси существует давно и появился раньше, чем сапоги. Они назывались обмотками. С появлением сапог в Российской армии портянки превратились в некий смешливый символ и одновременно в непременный атрибут офицерского и солдатского быта. Эти куски материи даже вошли в поговорку: «Прост, как портянка». Целые поколения советских офицерских детей писались в бязь и фланель. Лучших пеленок в те времена  было не найти. Наши отцы получали отрезы дефицитных тканей на портянки, но запаса хватало и на пеленки. Сколько россиян выросло из «позорных» портянок, господину Шойгу считать не пересчитать.

Правильно намотанная портянка позволяла военнослужащему избегать мозолей. Она, портянка, была плотнее тогдашнего носка, гигроскопична и долго носилась. Россия два века отвоевала в портянках. Ботинки первыми появились в обмундировании моряков парового флота во второй половине XIX века. Вот тогда и вошли в обиход носки. Страна обеспечивала военных моряков ботинками на шнурках («хромачи» и «гов…давы») и прогарами (те же ботинки, только на резинке вместо шнурков). Затем к  ботинкам приобщили летчиков. Соответственно портянки поменяли на носки. Каждому воину полагалось на год четыре пары простых носков и две пары теплых.

Менялись условия ведения войны, менялось, совершенствовалось оружие, а сапоги, шинель и портянки, словно заговоренные, переходили почти без изменений из одной общественно-политической формации в другую.

Правда, для современной войны сами сапоги не подходят. Неудобны, тяжелы, ноги сильно потеют, а когда сапоги набухают от воды, их быстро не сбросишь. Россия долго шла к своим ботинкам. Она их просто не умела хорошо шить. Наконец-то мы научились плести шнурки, не рвущиеся при первой затяжке, и делать подошву без медных гвоздей, и выделывать качественную кожу. Осталось придумать носки, на которых не появлялись бы дырки после четвертой стирки вручную. Полагаю, такие носки с высоким гольфом наконец-то были изобретены. Их можно надевать даже в сапоги (в крайнем случае, вместо сапог).  Вот тогда наш спасатель, наш МО РФ Сергей Кужугетович и воскликнул «Долой портянки!»…

Дело осталось за малым: наштамповать побольше этих чудо-носков. Есть еще одна колючая мыслишка про позорные портянки. Если солдаты на поле боя хотели сдаться в плен, они поднимали белый флаг. Догадываетесь, из чего делался позорный флаг?  Из запасной портянки какого-нибудь бойца.

Сергей Кужугетович правильно рассудил. Черным носком размахивать не будешь, значит, и в плен не сдашься.

Глубоко копает наш министр обороны, ох,  глубоко….

Вячеслав СКАЛАЦКИЙ.