Море на замке?!

kater3-brata_miks

Настоящие войны, как и настоящие военные учения, должны начинаться неожиданно, в первую очередь для мирных граждан.

С 11 часов 20 июня этого года туристические катера, возвращавшиеся с прогулки из района острова Старичков, пройдя линию мысов (это условная линия на карте, соединяющая мысы Маячный и Безымянный, расстояние между ними составляет около 6,5 километра), были остановлены оперативным дежурным с позывным «Восход» Объединенного командования Войск и Сил (ОКВС) на Северо-Востоке Российской Федерации. Так начались военные учения. Малоразмерные суда с туристами на борту вынуждены были созерцать суровые берега на входе в Авачинскую губу до 17 часов того же дня. Им сильно повезло, военные могли закрыть рейд на более длительное время.

На следующий день рейд был так же закрыт, и никто не мог сказать, когда он откроется, иначе гражданские лица сразу бы догадались, когда закончатся военные учения и тайна была бы раскрыта. Туристы после длительного ожидания вынуждены были сдавать билеты, купленные на морскую прогулку, то тут, то там возникали неизбежные в таких случаях скандалы, туристические компании несли убытки, как говорится, напряжение в массах крепчало.

24 июня в 6 часов, разумеется, утра восемь туристических катеров отправили к причалам Морского вокзала для прохождения пограничной проверки. Пограничники проверили паспорта у туристов и осмотрели суда. После чего их отправили к местам базирования в районе Богородского озера, находящихся примерно в 23 километрах от Морского вокзала. Большинство пассажиров мучительно пытались найти в этом какой-то смысл и не находили. Это само по себе вызывало объяснимое раздражение. Зато они смогли вдоволь насладиться безобразными видами полуразрушенной береговой промзоны, получив надежду, что скоро отправятся к живописным берегам бухт Русской, Тихой, Шлюпочной (там, где находится памятник природы «Скалы Три брата») и острова Старичков. Но не тут-то было. Пограничники, осмотрев суда, отправили их восвояси – туда, откуда пришли – до особого распоряжения со стороны военных. Особого распоряжения пришлось ждать целых пять часов, после чего оперативный дежурный «Восход» объявил, что морская прогулка отменяется и море по-прежнему остается на замке.

Руководители туристических компаний честно пытались достучаться до военачальников, но тщетно, в ответ они слышали лишь одно слово: «ждите». Всего на вынужденном приколе оказалось около 50 прогулочных судов, а туристические компании продолжают нести ощутимые убытки, которые им никто не собирается возмещать. Туроператоры обратились за помощью к губернатору Камчатского края Владимиру Солодову. В свою очередь он договорился о встрече с исполняющим обязанности командующего ОКВС контр-адмиралом Александром Константиновичем Багдасаровым для поиска выхода из создавшейся ситуации.

Сколько существует Камчатская военная флотилия, на время проведения учений всегда закрывали рейд для гражданских судов в акваториях Авачинской губы и одноименного залива. Кроме того, рейд закрывался и на время массового выхода военных кораблей и подводных лодок. Это ни у кого не вызывало особой тревоги, потому что военные заранее предупреждали гражданские суда об ограничениях плавания во внутренних и внешних акваториях. Разумеется, никто не спорит, что нужно соблюдать меры предосторожности ввиду возросших террористических угроз. Два года назад впервые были установлены боновые заграждения (противолодочные противодиверсионные сети) в бухтах Завойко и Раковой. В бухте Крашенинникова эту сеть установили после долгого отсутствия. Стена из металлических колец протянулась от одного берега до другого, защищая критически важные гражданские и военные объекты от бесконтрольного проникновения любых судов со стороны моря. Для прохода кораблей оставили лишь небольшие ворота, которые в определенное время должны открываться и закрываться специальными судами, получившими название брандвахтенные. Однако этого не происходит, полагаю, по каким-то техническим, не видимым простому обывателю причинам. Возможно, просто таких судов нет? Сети продолжают грозно стоять, усложняя жизнь мореплавателям, но, в общем-то, слабо защищая те объекты, ради которых установлены. Скорее, они служат для утешения глаз военных моряков из охраны водного района.

Теперь представим такую ситуацию, что какой-либо капитан сорвиголова на свой страх и риск решил прокатиться на быстроходном катере, например, в бухту Русскую. Для этого ему потребовалось всего полтора часа ходу туда и столько же обратно. Предположу, что его движение с береговых постов наблюдения даже бы не заметили, как уже неоднократно бывало на Камчатке, и наша газета об этом рассказывала. Никто не спорит, что военные учения проводить необходимо. Готовить личный состав к боевым действиям – это святая обязанность любого военного командования. Как готовить и в какое время, определяют соответствующие военные начальники. Но почему все время создается ощущение, что необходимые для тренировок мероприятия проводятся с максимальным уроном для деятельности гражданских организаций и учреждений?

Получив информацию о закрытии рейда на неопределенное время, наш корреспондент (это была молодая женщина) отправилась в район Богородского озера на место швартовки туристических судов с целью проверки ее достоверности. Начав фотографировать стоящие у причала катера, к ней сразу подошел хозяин пирсов некий Валерий Ежов в возрасте примерно 50 лет. Сначала он пытался запретить снимать на камеру телефона пришвартованные гражданские прогулочные суда. Затем пообещал вызвать представителей УФСБ и согласился разрешить съемку с условием, что в газете будут замазаны номера, надо полагать, суперсекретных прогулочных яхт. Поведение хозяина куска береговой полосы вызвало, мягко говоря, удивление. Наверное, он настолько проникся идеями военных тренировок и связанными с ними запретами, что перепутал действительность со своими тревожными фантазиями. Согласитесь, все туристы, которые приходят на морские прогулки, фотографируются на фоне катеров, и это ни у кого не вызывает никаких волнений и подозрений. Но, оказывается, во время учений это может считаться чуть ли не шпионажем. Как тут не вспомнить бессмертные слова великого русского писателя Михаила Салтыкова-Щедрина: «У нас нет середины: либо в рыло, либо ручку пожалуйте!».

Все запреты, существующие для мореплавателей, написаны лишь для добросовестных исполнителей. Гипотетические террористы, полагаю, без особого труда могут добраться до наших важных в оборонном и гражданском смысле объектов. Так что, продолжая цитировать уважаемого Михаила Евграфовича, остается сказать: «Если на Святой Руси человек начнет удивляться, то он остолбенеет в удивлении и так до смерти столбом и простоит».

 Вячеслав СКАЛАЦКИЙ 


 whatsapp-image-2025-06-24-at-13-34-28