Государство в государстве или новая Дальневосточная республика

Восточные регионы страны могут получить беспрецедентные права, сообщает «КоммерсантЪ». Проект закона о создании Госкомпании по развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока предполагает, что 16 субъектов (60 % территории России) будут частично выведены из-под федеральных законов о недрах, лесах, земле, градостроительстве, трудовой деятельности и гражданстве. В частности, госкомпания сможет забрать у государства и раздать по своему усмотрению лицензии на полезные ископаемые. При этом подчиняться новая структура будет напрямую президенту РФ, а прочие госорганы вмешиваться в ее работу не смогут.

Эти документы направлены на согласование в профильные ведомства в начале недели. Федеральный закон будет регулировать реализацию инвестпроектов под эгидой Госкомпании по развитию Сибири и Дальнего Востока в республиках Алтай, Бурятия, Саха (Якутия), Тыва, Хакасия, в Забайкальском, Камчатском, Красноярском, Приморском, Хабаровском, Амурском краях, Амурской, Иркутской, Магаданской, Сахалинской и Еврейской автономной областях и Чукотском автономном округе. Задачей госкомпании станет «привлечение инвестиций для освоения территории Сибири и Дальнего Востока и эффективное использование природных ресурсов». Отбором проектов займется сама госкомпания, но перечень утвердит правительство. Формат участия госкомпании в проектах разнообразен – от получения доли в уставном капитале через обеспечение финансирования до строительства инфраструктуры и помощи в подготовке и оформлении документации.

При этом новая госструктура со штаб-квартирой во Владивостоке получит беспрецедентно комфортные условия работы. Разработчики законопроекта подчеркивают, что для нее и ее проектов вводится особый порядок предоставления прав пользования недрами и лесными ресурсами, существенно упрощаются процедуры, регулирующие градостроительную деятельность и земельные отношения. Граждане РФ, участвующие в проектах, получат господдержку (им будет оплачиваться проезд к месту работы, выдаваться единовременное пособие на обустройство при переселении, компенсации на аренду жилья в течение срока трудового договора, но не более года), а иностранцы – льготный порядок оформления работы, проживания и получения гражданства. Фактически отдельный законопроект предусматривает внесение поправок в соответствующие федеральные законы, которыми устанавливается приоритет перед ними закона «О развитии Сибири и Дальнего Востока».

В частности, по решению правительства госкомпания может получить «без проведения предусмотренных действующим законодательством конкурсных процедур права пользования недрами и лесными ресурсами на участках, необходимых для реализации инвестпроектов». Причем в дальнейшем эти лицензии могут быть переданы в уставный капитал компаний – участников проекта. То есть госкомпания примет на себя роль Роснедр.

Также госкомпания получит возможность установления публичных сервитутов (то есть права использования чужих земельных участков) для размещения своих объектов. Она будет использовать упрощенный порядок установления и изменения категории и разрешенного использования участков, сможет осуществлять на участке строительство линейных объектов, размещать на нем строительные материалы и технику, вырубку лесных насаждений. При этом для установления публичного сервитута не требуется перевод земель и земельных участков в другие категории.

Исключением компания и ее проекты станут и из налогового законодательства: они получат масштабные льготы, аналогичные Сколково,— нулевую ставку налога на прибыль, на имущество организаций и на землю. Вводится также льготная ставка отчислений на обязательное социальное страхование. НДС компании могут платить или не платить по выбору: подобная «льгота» в ряде случаев может ухудшить конкурентоспособность продукции компании (покупатели продукции «без НДС» не смогут принять налог к вычету при дальнейшей реализации).

Как поясняет Андрей Шпак из Goltsblat BLP, подобные льготы способны повысить инвестпривлекательность инфраструктурных инвестпроектов, характеризующихся длинным периодом окупаемости. Льготы по налогу на имущество способны существенно сократить эти сроки. В целом предлагаемые Минэкономики льготы, по словам господина Шпака, напоминают эксперимент по оценке влияния на экономическую ситуацию снижения налоговой нагрузки в отдельно взятом регионе.

Государство окажет госкомпании и прямую поддержку. Согласно законопроекту оно может внести в нее акции ряда других госкомпаний, а регулярные имущественные взносы будут производиться в течение десяти лет в объеме доходов, полученных от управления средствами фонда национального благосостояния.

При этом в документе подчеркивается, что федеральные и региональные органы власти не вправе вмешиваться в работу госкомпании. Только Счетная палата сможет проверять ее «в установленном порядке». Фактически госкомпания будет подчиняться непосредственно Президенту России. Именно он согласно законопроекту должен назначать и увольнять членов наблюдательного совета госкомпании и ее гендиректора. В то же время у самой госкомпании будет право участвовать в рассмотрении инвестпрограмм естественных монополий (то есть «Газпрома», «Транснефти» и ОАО РЖД) и отстаивать интересы в присоединении проектов к электрическим, тепловым и коммунальным сетям, объектам железнодорожного и автомобильного транспорта. Полномочий у госкомпании много, и список может быть расширен – опять же президентом.

Кто возглавит это «государство в государстве» (собеседники «Ъ» в правительстве уже называют госкомпанию новой Дальневосточной республикой), пока неизвестно. Автором самой идеи считается экс-глава МЧС Сергей Шойгу, но он в итоге стал губернатором Подмосковья. Среди вероятных претендентов на должность гендиректора источники «Ъ» назвали первого вице-премьера Игоря Шувалова. Просуществует новая мегакорпорация 25 лет, но круговорот ее проектов будет быстрее. Госкомпания обязана выходить из капитала участников проектов в течение пяти лет, а из недвижимости – в течение двух лет: все это «подлежит отчуждению в пользу заинтересованных организаций, не находящихся в государственной собственности». После ликвидации госкомпании все, что у нее останется, вернется государству.