ВЗЯТКИ КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ

Сотрудники камчатской полиции в минувшую субботу во время празднования в Петропавловске дня города предприняли беспрецедентную акцию. Под лозунгом «Осторожно, мошенники!» они распространили среди жителей краевого центра памятки, в которых перечислили все основные схемы телефонного мошенничества, а также дали рекомендации, как поступать в случае звонка аферистов.

Основания для столь необычной рекламной кампании у камчатских полицейских, безусловно, были. Только в сентябре нынешнего года правоохранители зарегистрировали 22 факта дистанционного мошенничества, совокупный ущерб от которых составил почти 840 тысяч рублей. В каждом втором случае потерпевшими становились пожилые люди.

Казалось бы, о том, как злоумышленники опустошают карманы, банковские карты и абонентские счета своих чересчур доверчивых «клиентов» уже сказано и написано столько, что этот вид мошенничества давно уже должен был исчезнуть просто из-за отсутствия потенциальных жертв. Но, как оказалось, чужие ошибки многих так ничему и не учат. В то время как жулики изобретают все новые, изощренные способы выманивания денег по телефону, наибольший эффект, по крайней мере в Камчатском крае, приносит испытанная годами простейшая методика.

Три недели назад с заявлением о хищении 15 тысяч рублей в полицию обратилась 63-летняя жительница Усть-Камчатска. Женщина рассказала, что утром 24 августа ей позвонил неизвестный, который представился ее племянником. Мужчина сказал, что управлял автомобилем в пьяном виде и был остановлен сотрудниками полиции. Звонивший попросил у женщины взаймы 30 тысяч рублей якобы на оплату штрафа. Половина из этих денег немедленно была перечислена через банкомат на указанный счет. Оставшуюся часть суммы женщина не успела перевести – одна из посетительниц банка узнала о цели перевода и убедила ее не верить незнакомцу, а обратиться в полицию.

На следующий день после случившегося с того же телефонного номера аферисты звонили еще одной потерпевшей из поселка Озерновского. 63-летняя женщина поверила, что разговаривает с братом и перевела на счет злоумышленников 74 тысячи рублей, полагая, что помогает родственнику избежать ответственности за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения.

На аналогичную уловку 26 августа попалась 84-летняя жительница Елизовского района. Пожилой женщине позвонил неизвестный, который представился сотрудником правоохранительных органов и сказал, что ее племянник задержан за дачу взятки. Под предлогом освобождения родственника от уголовной ответственности незнакомец убедил пенсионерку совершить несколько денежных переводов, то есть дать взятку. Сумма ущерба составила 32 500 рублей.

В начале сентября 47-летняя продавец из Елизова заявила в полицию о хищении 26 тысяч рублей. Накануне женщине позвонил неизвестный, который выдал себя за сотрудника полиции и сообщил, что ее брат задержан за управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Звонивший обещал помочь родственнику избежать ответственности за правонарушение, если женщина перечислит на счет его номера телефона деньги. Елизовчанка позвонила брату, но абонент был недоступен, тогда взволнованная женщина отправилась к ближайшему банковскому терминалу.

Наконец всего за день до массовой раздачи полицейских памяток к стражам порядка пришла 63-летняя жительница Петропавловска, лишившаяся 30 тысяч рублей. Она перечислила их мошеннику, искренне полагая, что тем самым спасает своего знакомого от ответственности за пьяную езду.

Почему же огромное количество людей, которых не предостерегает постоянно об опасности телефонных афер разве что утюг, все равно верят преступникам? Что заставляет их добровольно, находясь в здравом уме и твердой памяти, по первому звонку бежать к банкомату и отправлять денежные переводы? Ответы на эти вопросы не так сложны, как может показаться.

Жулики, придумавшие старейшую схему телефонных афер, изначально рассчитывали на беспокойство жертв мошенничества за близких людей, их волнение, эффект неожиданности. Но вряд ли они могли предположить, что основным фактором, заставляющим платить выкуп за якобы задержанных родственников, станет безоговорочная вера людей в то, что «полицейский» и «взяточник» – это слова-синонимы. Люди, особенно старшего возраста, убеждены: за взятку едва ли не каждый сотрудник правоохранительных органов с радостью готов закрыть глаза на любое правонарушение. Что греха таить, оснований для подобных умозаключений у россиян, особенно в 90-е годы, было немало.

Переломить этот стереотип тем, кто сегодня служит в системе МВД, будет непросто. Особенно в связи с тем, что, по информации самих полицейских, часто коварные мошенники звонят потерпевшим из мест лишения свободы, где находятся за другие преступления. Иметь там средства мобильной связи запрещено. То, что телефоны оказываются в руках заключенных, означает только одно: кто-то из надзирателей получил за них мзду.

Таким образом, прямое вымогательство взятки за свободу близкого человека со стороны полицейского не является чем-то сверхъестественным и вполне укладывается в картину мира, сложившуюся в голове современного россиянина.

 Может быть, чтобы разубедить людей, надо раздавать им не списки способов жульничества, а листовки с изображением дяди Степы (милиционер из советской сказки) и подписью: «Мы не взяточники»?

Олег ПОДШИВАЛОВ