Как обманывают приезжих работников на Камчатке
Второй год живет в Петропавловске без документов, перебиваясь случайными заработками, 30-летний Виталий Дворецков из Хакассии.
Прошлой весной он приехал на Камчатку работать рыбообработчиком на путине, но, как и десятки его товарищей по несчастью, остался в результате ни с чем.
Ситуация, когда жуликоватые работодатели, посредники и кадровики набивают карманы за счет сезонников из других регионов, стала уже типичной. Причем чаще всего сами работники, похоже, делают все, чтобы стать жертвами аферистов.
«Требуются рыбообработчики на Камчатку. Проезд оплачивается, зарплата высокая», – подобные объявления в конце зимы и начале весны по всей стране ежегодно заполняют газеты и интернет-сайты, посвященные трудоустройству. Фирмы-посредники обещают от 150 тысяч рублей и более за два-три месяца. Заработать столько где-нибудь в Сибири, не имея высокой квалификации в востребованной специальности, нереально. Поэтому многие воспринимают лососевую путину как возможность легко решить финансовые проблемы.
Многочисленные прибрежные рыбозаводы сами не занимаются подбором рабочей силы на время путины. Вахтовиков вербуют кадровые агентства почти в каждом российском регионе. В одно из таких агентств – абаканский «Центр подбора кадров» – и обратился в 2017 году Виталий Дворецков. Вряд ли он знал, что «Центр» – это лишь вывеска, своего рода «торговая марка», под которой работает в Абакане индивидуальный предприниматель Королев.
Во всяком случае сегодня несостоявшийся рыбообработчик даже не может наверняка вспомнить название фирмы, услугами которой воспользовался.
Уже такое несоответствие рекламируемого «бренда» с громким «центровым» названием и юридической регистрацией бизнесмена в качестве ИП могло бы насторожить. Ведь если что, судиться с «Центром подбора кадров» не получится: де-юре его просто не существует в природе. До того, что правильным ответчиком в возможном процессе должен являться господин Королев, надо еще докопаться.
Так или иначе, Виталий Дворецков заинтересовался вакансией в ООО «Народы Севера», расположенном в поселке Октябрьский Усть-Большерецкого района. Там обещали заплатить за два месяца работы 170 тысяч.
При средней зарплате в Хакассии (с учетом доходов чиновников и банкиров) в 25 тысяч рублей на камчатские рыбные деньги там можно жить как минимум полгода.
Но сразу соглашаться на выгодное, на первый взгляд, предложение Дворецков не стал.
Мужчина уже тогда опасался мошенников, которые так и норовят обвести работников вокруг пальца. Но он умел пользоваться компьютером и интернетом и почему-то безоговорочно верил в то, что в социальных сетях его не обманут.
«В интернете вычитал, что в «Народах Севера» все нормально, – сокрушается Виталий. – Писали, что условия хорошие и платят без обмана». Этого ему показалось достаточно, и контракт с посредником, получившим пятитысячную купюру в качестве гонорара, был подписан.
Рыболовецкая артель «Народы Севера» с уставным капиталом в 2 миллиона 153 тысячи 625 рублей, учрежденная в 2007 году тремя предпринимателями, действительно имеет положительную репутацию на рынке труда. Уже работавшие там раньше рекомендуют ехать на предприятие тем, кто, как Дворецков, ищет полезные советы в Интернете. Возможно поэтому, вакансии в артели на 2017-й год заполнились быстро, и кто не успел, тот опоздал.
Среди последних оказались и Дворецков с двумя его спутниками.
То ли кадровики в других регионах оказались проворнее абаканского предпринимателя Королева, то ли он вообще с самого начала не имел с «Народами Севера» никаких договоренностей, сегодня выяснить уже невозможно. Как и доказать факт умышленного мошенничества. Но неприятности у троих мужчин, прилетевших на заработки из Хакассии, начались уже в елизовском аэропорту.
«Со мной ехали молодой дембель Дима, тоже из Абакана, и Витя из Красноярска. Старенький он уже, – вспоминает Виталий события полуторагодовалой давности. – Нас встретили два человека и повезли на джипах к месту работы. Только оказались мы не в «Народах Севера», а на заводе ООО «Морозко», в 19-ти километрах от Петропавловска».
Там сезонников поставили перед фактом: трудиться им предстоит не два месяца, а как минимум вдвое больше. Ежемесячная зарплата при этом составит около 30 тысяч рублей. Вариантов два: либо подписать договор и приступить к работе на названных условиях, либо убираться восвояси.
Если взглянуть на выписку из Единого государственного реестра юридических лиц и сведения из налоговой инспекции, ООО «Морозко» не производит впечатления крупной солидной корпорации. Его уставный капитал составляет всего 10 тысяч рублей, а учредителями являются сестры Людмила Зайвий и Светлана Пономарева.
Основным видом деятельности компании является переработка и консервирование рыбы, ракообразных и моллюсков. Причем дела идут, как показывает бухгалтерская отчетность, не лучшим образом. Прибыль с 3,8 миллиона рублей в 2014 году сократилась до прошлогодних 626 тысяч.
По версии «Вестей», поэтому и зарплата, предложенная приезжим сибирякам, была явно неконкурентоспособной. Вряд ли такими деньгами соблазнилась бы клиентура абаканского предпринимателя Королева и ему подобных посредников.
Но деваться было некуда: ни жилья, ни денег на обратную дорогу. Поэтому договор с генеральным директором «Морозко» Людмилой Зайвий пришлось подписать.
Сразу же после этого новым рыбообработчикам предложили оставить все документы в офисном сейфе. Дескать, для пущей сохранности. И тут Виталий Дворецков допустил очередную, мягко говоря, ошибку. «Я отдал им фактически всю мою жизнь, – рассказывает он. – Там российский и заграничный паспорта, свидетельство ИНН, СНИЛС, свидетельство о рождении, удостоверения о профессиональной квалификации. Словом, все». Вдобавок, под замком в сейфе, а фактически – в полном распоряжении руководства фирмы, остался только что подписанный экземпляр трудового договора.
Дальше судьбы товарищей по несчастью сложились по-разному. Старенький Витя остался в «Морозко», чтобы заработать на обратный билет. Дембель Дима, у которого были деньги, не стал ничего подписывать и сразу уехал. Осмотревшись несколько дней, его примеру захотел последовать и Виталий, но не тут-то было. Возвращать документы ему никто не собирался.
Можно предположить, что и в данном случае возникло типичное для подобных ситуаций противоречие, когда работодатель требует отработать хотя бы стоимость авиабилета на полуостров, а работник резонно полагает, что раз его обманули, то он никому ничего не должен. Только силы сторон при этом не равны, поскольку все документы Виталий сам передал начальству.
Чтобы не возвращать сезоннику паспорт и все остальные бумаги, существуют десятки отговорок. Например, можно сказать, что ключ от сейфа находится у сестры, та надолго уехала с Камчатки, вернется через несколько месяцев, как раз когда вахтовик отработает положенный по договору срок. С точки зрения буквы закона такая позиция практически безупречна: подписывать контракт работника никто не принуждал, документы он добровольно отдал на хранение, а свободы его никто не лишает и взаперти не держит.
Так, видимо, рассудил и участковый инспектор, майор полиции Иван Кабанов, который проводил по данным фактам проверку после обращения Дворецкова в правоохранительные органы. Зачем копаться в деталях, если нет состава преступления и полно более важных и срочных дел? Так и остался Дворецков на Камчатке без документов в тоске по родному Абакану. Ночует у знакомых, работает там, где не спрашивают паспорт и трудовую книжку.
История, в которую влип Дворецков, стандартна для нечистых на руку камчатских заводов и посреднических кадровых агентств на материке, услугами которых они пользуются. Обычно людей набирает какой-нибудь человек или фирма в упадочных регионах с низким уровнем жизни. Они отправляют людей на Камчатку, причем зачастую заставляя их самих покупать билеты, хотя в подавляющем большинстве случаев крупные заводы сами оплачивают дорогу за свой счет. Возможно, обман происходит уже на этом этапе. Нельзя исключать, что посредники просто присваивают себе выделенные им для работников дорожные деньги. Более того, деньги на дорогу могут потом еще и вычесть из зарплаты.
На Камчатке людей обычно встречают и практически сразу отвозят на завод, причем не всегда на тот, о котором рассказывал посредник. Рыбообрабатывающих предприятий в черте города не так много. Большая их часть находится на побережье. До ближайших заводов на побережье не менее 250 километров, причем зачастую они находятся в стороне от населенных пунктов, то есть даже выбраться оттуда проблематично.
Если же работнику что-то не понравится и при этом хватит ума никому не отдавать паспорт, ему предложат отправиться на все четыре стороны. Ехать домой придется за свой счет (а денег, как правило, люди привозят с собой немного), да еще сначала надо добраться хотя бы до аэропорта. Без паспорта, даже имея деньги на билет, никто вообще никуда не улетит.
Человеку ничего не остается, как работать до конца путины без договора. В лучшем случае работнику заплатят хоть что-то и отправят домой. В худшем – увезут в аэропорт и посадят в самолет, соврав, что переведут деньги на банковскую карту после продажи продукции.
Случаи обмана граждан, которые, как Виталий Дворецков, едут на сезонные заработки, происходят с давних пор. Проблема в том, что чаще всего на камчатскую путину отправляются люди, которым юридические нюансы непонятны и, в общем-то, до поры до времени неинтересны. Трудовые договоры они не изучают, посредникам и работодателям верят на слово. Причем происходит подобное не только в рыбной промышленности.
Две недели назад с подачи федеральных СМИ всю страну облетела история электромонтажника из Казани Руслана Шамсутдинова. По объявлению в Интернете он нанялся в компанию «Строительное управление зданий и сооружений» (СУЗС), которая обещала 80 тысяч рублей в месяц за работу на стройке в Вилючинске. На Камчатку он прилетел 12 октября.
Как рассказал Шамсутдинов журналистам, в закрытый город его ввезли без пропуска на лодке. Он приступил к работе и 25 октября должен был получить аванс, но денег не заплатили. Пообщавшись с коллегами, монтажник выяснил: уже несколько месяцев рабочим, которые строят военные объекты под условными номерами 720 и 3002, зарплату либо не выдают вообще, либо выдают значительно меньше обещанного. Уехать из города они не могут, поскольку въехали в него нелегально. На КПП их могут задержать.
Странно, что подобные случаи, как правило, спускаются на тормозах.
Если нет явных признаков преступления, представители правоохранительных органов разводят руками и предлагают решать конфликты в гражданском суде. Но людям, которые приехали на Камчатку заработать, и были обмануты, не до судебных тяжб. Их волнуют вопросы – где переночевать, что поесть и как вернуться домой.
Между тем работодатели, которые фактически обворовывают собственных работников, компрометируют региональную и федеральную власть хуже, чем батальон оппозиционеров во главе с Навальным и ему подобными деятелями. Ведь люди, не получившие денег за свой труд и цинично вышвырнутые на улицу, в конечном счете обвиняют во всем государственный строй, президента, губернаторов, депутатов и далее по списку.
А список этот длинный…
Дмитрий ЧЕРНОВ