Смерть и последующее погребение президента Венесуэлы команданте Уго Чавеса, лидера Единой социалистической партии, последнего боливрианца, и все последующие помпезные мероприятия, проводимые для увековечивания памяти о нем, сыграли злую шутку с нашими убогими эсэрами и доморощенными коммунистами.
Российские «розовые» и «красные» комментировали деятельность Чавеса на посту президента как демонстрацию торжества идей социализма. Зюгановцы с мироновцами так увлеклись славословием в адрес едва ли не главного социалиста Латинской Америки, что совсем позабыли, за ЧТО они его хвалят. Во-первых, получилось, что главные очки он набрал за то, что поносил США, на чем свет стоит. Во-вторых, за построением особого социализма в Аргентине, наши «левые» совсем забыли, что ругать «дядю Сэма» – это совсем не значит быть социалистом. Можно ли, например, назвать талибов социалистами?
Приверженность венесуэльцев идеалам социализма также оказалась под большим вопросом. Если учесть разрыв голосов между кандидатом от оппозиции Энрике Каприлесом и правопреемником команданте – Николасом Мадуро, составляющий всего полтора процента, станет очевидно: Венесуэла разделена на два лагеря. Одна половина поддерживает курс Уго Чавеса, другая половина – нет. Оголтелая антиамериканская риторика, столь любезная россиянам, позволила Чавесу быть доброжелательно выслушанным и принятом в странах, прежде всего, третьего мира. Огромные запасы нефти в Венесуэле и готовность Чавеса покупать наше оружие влюбили нас в него значительно больше, чем демонстрируемый латиноамериканский социализм.
«Железный» премьер
Смерть «железной леди» Маргарэт Тэтчер, бывшего премьер-министра Великобритании, вызвала у российской оппозиции значительно меньше откликов. Хотя своим появлением как политическому явлению, пусть местами карикатурному, наша оппозиция во многом обязана ей. Вместе с Рональдом Рейганом, президентом США, госпожа Тэтчер неустанно и эффективно работала над развалом Советского Союза. Не случись этого, кто знает, как бы сложились судьбы большинства российских государственных деятелей, находящихся сегодня на вершинах государственной власти, а также судьбы российской бизнес-элиты. Нельзя забывать и о латиноамериканском следе «железной леди». В начале апреля 1982 года Аргентина развязала войну против Великобритании. Они напали на Фолклендские острова, находящиеся на севере Атлантики в двухстах километрах от Аргентинского побережья. Острова принадлежали Великобритании и находились от метрополии в одиннадцати тысячах километрах. Глава аргентинской хунты генерал Гальтиери был уверен, что заносчивые британцы не смогут защитить свои клочки суши, затерянные в океане на таком внушительном удалении. Маргарэт Тэтчер без колебаний отдала приказ вернуть острова. В кратчайшие сроки была сформирована ударная группировка для войны за Фолкленды. И уже в июне аргентинские войска были выбиты с островов, либо сдались в плен. Твердость, решительность и расчетливость «железной леди» стяжала тогда ей заслуженную славу. Именно после этой войны она из премьер-министра Маргарэт Тэтчер превратилась в «железную леди».
Госпожа Тэтчер изменила мир во благо своего народа и умерла, оплакиваемая им.
Вячеслав СКАЛАЦКИЙ.