«Северный поток» сомнений

gaz_web

Вторая ветка «Северного потока», возможно, стала самым дорогим в истории человечества подарком на день рождения Президента. И при этом одним из самых неэффективных мегапроектов новой России. При огромных затратах на этапе строительства транспортировка газа по трубопроводу «Северный поток» примерно втрое дороже транзита через Белоруссию и Польшу.

Золотой стык

На церемонии открытия второй ветки «Северного потока» 8 октября в бухте Портовой под Санкт-Петербургом российского президента Владимира Путина ждали все присутствующие: сотрудники международного консорциума Nord Stream, VIP-гости, журналисты. Президент ограничился видеообращением, в котором отметил, что газ в Европу будет поставляться напрямую по кратчайшему маршруту и без транзитных рисков –  «стабильно и бесперебойно». «Мы это гарантируем», – убедительно сказал в своем обращении президент. Об экономических перспективах проекта в обращении президента не говорилось.

Мысль о стабильности и бесперебойности газовых поставок в своем выступлении повторил и глава «Газпрома» Алексей Миллер, добавив, что «от исключения транзитных рисков выиграют все». Также господин отметил, что запуск второй нитки газопровода своего рода подарок Владимиру Путину на день рождения.

Что касается второй нитки газопровода в качестве подарка, то завершение одного из этапов проекта такого грандиозного масштаба –  действительно большое событие, которое не зазорно приурочить ко дню рождения президента страны. Особенно если об этом проекте можно говорить в превосходных степенях: это самый протяженный морской подводный газопровод в мире; здесь работали самые мощные экскаваторы; «золотой стык» второй нитки газопровода, который соединил ее морской участок с береговой и наземной инфраструктурами на российском берегу, состоит из 42 слоев, а сварка этого уникального стыка продолжалась 21 час; компрессорная станция, установленная здесь «Газпромом»,– самая крупная в мире, а шиберные задвижки, которые изолируют газопровод от камер диагностических и очистных устройств, когда они не задействованы,–  самые тяжелые в мире (102 тонны). Затраты на строительство «Северного потока» также под стать остальному: на сегодня они оцениваются в 67,5 миллиардов рублей. Слова о масштабности этого проекта звучат особенно весомо, когда речь заходит об энергетической безопасности Европы, что, собственно, и было одной из тем сентябрьского телефонного разговора Владимира Путина с канцлером Германии Ангелой Меркель.

Смысл энергетической безопасности Европы после ввода в действие «Северного потока» заключается в том, что по обеим его ниткам Россия сможет поставлять в Европу до 55 миллиардов кубометров природного газа в год как минимум в течение 50 лет, практически минуя страны-транзитеры Украину и Белоруссию.

Напомним, газопровод «Северный поток» состоит из двух ниток протяженностью 1224 км и пропускной способностью 27,5 миллиарда кубометров в год каждая. Проходя по дну Балтийского моря из российского Выборга до Грайфсвальда в Германии, газопровод способен обеспечить газом более 26 миллионов домохозяйств в странах ЕС. Именно поэтому Европарламент и Европейский совет присвоили газопроводу «Северный поток» статус приоритетного проекта, отвечающего интересам всей Европы. Оператором газопровода является компания Nord Stream AG. Предполагается, что газ по газопроводу «Северный поток» будет поступать на приемный терминал в Любмине (Германия), откуда он будет транспортироваться в Бельгию, Данию, Францию, Нидерланды, Великобританию и другие страны Европы.

Ранее предполагалось, что ресурсной базой для наполнения «Северного потока» станет, в первую очередь, Штокмановское газоконденсатное месторождение. Однако после того как «Газпром» остановил проект разработки Штокмановского месторождения, основной ресурсной базой природного газа для наполнения газопровода стало Южно-Русское месторождение (Ямало-Ненецкий автономный округ), лицензией на разработку которого владеет ОАО «Севернефтегазпром». Доказанные запасы природного газа Южно-Русского месторождения составляют более 1000 миллиардов кубометров, чего, как считается, вполне достаточно для снабжения европейских потребителей газом в течение многих лет.

Непремиальные ожидания

Однако даже теперь, когда началась промышленная транспортировка газа в Европу, споры о необходимости этого грандиозного проекта не стихают. По мнению руководителя направления «Мировая энергетика» Энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Татьяны Митровой, для России «Северный поток» – самый надежный маршрут поставок российского газа в страны северо-западной Европы, которые представляют собой наиболее приоритетный рынок с большими объемами потребления. Для потребителей же запуск трубопровода – это диверсификация маршрутов и повышение надежности их энергоснабжения, выполненная в большей степени за счет самого поставщика, что, естественно, не может не радовать  потребителей.

Впрочем, главный мотив строительства «Северного потока» — политический, или, точнее, политэкономический. «Самым очевидным плюсом проекта является то, что Россия сможет реально гарантировать надежность поставок российского газа в Европу, что очень важно в условиях жесткой конкуренции. Кроме того, «Северный поток» существенно расширяет возможности России для политического и экономического торга с Белоруссией и Украиной», – считает Татьяна Митрова.

«Северный поток», так же, как «Южный поток», был задуман в основном для того, чтобы сократить объемы прокачки газа через Украину. Сомнение вызывает экономическая эффективность этих проектов. Вряд ли можно сказать, что затраты на проект «Северный поток» безоговорочно оправданны. В 2009 году «Газпром» экспортировал в Европу около 140 миллиардов кубометров газа, в планах же корпорации на 2020 год назывались 200 миллиардов  кубометров экспортируемого газа. На сегодня, по оценке директора East European Gas Analysis Михаила Корчемкина, суммарная мощность действующих экспортных газопроводов после введения в строй второй нитки «Северного потока» составляет около 255 миллиардов кубометров газа в год. Если учесть намерения «Газпрома» строить третью и четвертую нитки «Северного потока», а также реализацию проекта «Южный поток», экспортные мощности «Газпрома» смогут возрасти до 374 миллиардов кубометров в год. В самом «Газпроме» утверждают, что гарантированные закупки до 2030 года составляют примерно 225 миллиардов кубометров в год. В то же время, по мнению экспертов, в ближайшее десятилетие объемы экспортных поставок в Европу, включая Турцию, вряд ли превысят 170-200 миллиардов кубометров газа в год.

В итоге получается, что экспортные трубы «Газпрома» могут оказаться незаполненными при полном отказе как от украинской ГТС, так и от белорусского транзита с принадлежащим, кстати, «Газпрому», газопроводом. Это притом, что, по подсчетам Михаила Корчемкина, стоимость транспортировки газа по трубопроводу «Северный поток» составляет порядка $75 за 1 тысячу кубических метров, что втрое дороже транзита через Белоруссию и Польшу.

Альтернативные предложения

Реализация такого мегапроекта, как «Северный поток», еще лет пять-семь назад выглядела бы более логично: тогда можно было предположить, что все свои экспортные трубопроводы «Газпром» мог бы загрузить полностью. И заветная цель корпорации – полностью контролировать европейский газовый рынок – не казалась бы такой недостижимой. Теперь же ситуация очень изменилась: вводятся в разработку новые гигантские месторождения природного газа в Австралии, расширяется добыча сланцевого газа в Америке, ведется строительство огромного количества терминалов СПГ по всему миру.

«Идет расширение альтернативного предложения газа: в ближайшие шесть-восемь лет с очень приличными объемами на европейский рынок выйдут Канада, США и Австралия», – полагает Татьяна Митрова. А все это ведет к тому, что у стран Европы в ближайшее время будет появляться все больше возможностей получать газ от сторонних производителей. И с большой долей вероятности – по более интересным для потребителей ценам, чем предлагаемые «Газпромом». Поэтому совсем не факт, что сегодняшние покупатели российского газа выберут все законтрактованные объемы.

На недавно проведенном в Сколково «Газовом дне» директор департамента газа, угля и электроэнергетики Международного энергетического агентства Ласло Варро заявил, что США практически готовы начать экспорт сжиженного природного газа: «В будущем американский газовый экспорт будет играть все большую и большую роль в экспорте газа». По его мнению, в среднесрочной перспективе США смогут экспортировать на европейский рынок до трети сегодняшних объемов российского экспорта газа. Кроме того, по его словам, сегодня экономика Европы переживает не лучшие времена и в этих условиях спрос на газ падает, а уголь становится конкурентным товаром, замещая дорогой газ и фактически смещая его с рынка.

Пока неизвестно, как долго в Европе может продлиться время угольной энергетики. Понятно, что использование угля противоречит экологическим принципам европейской энергетической политики и имеет смысл лишь с точки зрения краткосрочных перспектив. Но нельзя отмахнуться и от того факта, что в этих условиях Евросоюз уделяет огромное внимание солнечной и другим альтернативным источникам энергии.

Пакет мер по климату и энергетике, получивший неофициальное название «проект 20/20/20», считается на сегодня в Евросоюзе приоритетным проектом. Его реализация должна привести к повышению производства и потребления энергии, получаемой из возобновляемых источников, до 20 % и энергоэффективности европейской экономики – на 20 % к 2020 году. Ежегодные затраты на реализацию этого проекта оцениваются примерно в 615 миллиардов. Сам проект свидетельствует о достаточно серьезных намерениях стран Европы если не освободиться, то, как минимум, уменьшить зависимость энергетической безопасности Европы от стран-экспортеров, в частности России.

По словам руководителя программы изучения природного газа в Оксфордском институте энергетических исследований Джонатана Стерна, в последнее время природный газ в Европе становится все менее популярным в качестве топлива: «Очень немногие политики сегодня готовы поддерживать рост спроса на газ в Европе». Кроме того, по мнению господина Стерна, «Газпрому» все-таки придется задуматься о ценообразовании на газ, в противном случае российский газ в Европе будет оставаться одним из самых дорогих.

В подтверждение сказанного уже сегодня «Газпром» вынужден реагировать на недовольство европейских покупателей ценой на газ. В середине октября итальянская компания Eni заявила о намерении не продлевать истекающие контракты с «Газпромом», которые содержат условие take or pay («бери или плати»). Но пока «Газпром» ни разу не отказывался от этого условия и, судя по всему, не намерен делать это в ближайшем будущем. Тем не менее, давление со стороны потребителей газа на российского газового монополиста растет. По признанию заместителя генерального директора «Газпром экспорта» Сергея Челпанова агентству «Прайм», объем поставок газа в дальнее зарубежье в 2012 году может сократиться и составить по итогам года 142-143 миллиарда кубометров против прошлогодних 150 миллиардов кубометров. Тенденция весьма неутешительная.

Константин АНОХИН,

(«Коммерсантъ»).