РЕДАКТОРСКАЯ КОЛОНКА

Информация пресс-службы УФСБ России по Камчатскому краю о том, что сотрудники этого ведомства разыскали могилу участника Курильской десантной операции – бойца диверсионной группы УНКГБ Николая Ивановича Скопинцева на старом закрытом кладбище Петропавловск-Камчатского городского округа в районе улицы Батарейной, вызвала у автора этих строк много вопросов.

Да, действительно Николай Иванович Скопинцев умер от смертельных ранений, полученных в ходе штурма острова Шумшу в августе 1945 года. На кладбище в районе улицы Батарейной были захоронены бойцы, которые скончались в военном госпитале от полученных ранений. По некоторым данным, таковых было 17 человек. Вечная им память. К сожалению, на сегодняшний день из семнадцати сохранилась только одна могила – краснофлотца Александра Абрамовича Дороты. При активном участии нашей газеты эта могила в 2014 году получила статус воинского захоронения. После чего на ней был заново установлен надгробный обелиск и обустроена прилегающая территория. Шестнадцать могил на старом городском кладбище, где были похоронены наши воины, отдавшие жизни при защите Отечества в августе 1945 года, были снесены при строительстве котельной и жилых домов на улице Батарейной.

Газета «Вести» давно ведет поисковую работу в целях увековечения памяти наших воинов, погибших при защите Отечества. При нашем активном участии восемь захоронений получили статус воинских на территории Усть-Большерецкого, Елизовского районов и Петропавловск-Камчатского городского округа. Автору этих строк пришлось часто бывать на кладбище в районе улицы Батарейной, с тем чтобы найти фамилии похороненных бойцов. Поэтому информация о найденном новом воинском захоронении Николая Скопинцева не могла оставить меня равнодушным. Я связался с пресс-службой УФСБ России по Камчатскому краю и спросил, оформлен ли паспорт на воинское захоронение и если да, то просил ознакомиться с ним. Мне разъяснили, что сам паспорт действительно оформлен и вновь найденному захоронению присвоен статус воинского, но с паспортом и местом захоронения меня ознакомят только после официального письменного запроса. Решение руководства УФСБ по Камчатскому краю в этой ситуации мне показалось странным. Я не просил открыть военную или иную тайну, тем более информация о воинском захоронении должна находиться в открытом доступе согласно Закону РФ от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества». Указом Президента Российской Федерации от 22.01.2006 № 37 Министерство обороны РФ является федеральным исполнительным органом власти, уполномоченным на решение этих вопросов.

Приказом Министра обороны РФ от 14.10.2021 № 605 утвержден Порядок паспортизации централизованного учета воинских захоронений и утвержден образец паспорта. Приведу небольшие выдержки из него:

«Порядок паспортизации централизованного учета воинских захоронений

  1. Настоящий Порядок регламентирует учет захоронений погибших при защите Отечества, находящихся на территории Российской Федерации, во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации, российских воинских захоронений на территориях других государств, включая их внутренние воды и территориальные моря, а также в международном районе морского дна, в том числе мест гибели российских боевых кораблей, морских, воздушных судов с экипажами, путем составления паспортов с характеристиками воинских захоронений.
  1. Паспортизация воинских захоронений включает в себя следующие мероприятия:

1) сбор сведений, необходимых для составления паспорта на каждое воинское захоронение, списка захороненных;

2) составление паспорта, списка захороненных, актуализацию содержащихся в них сведений;

3) направление паспорта и (или) списка захороненных в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества.

  1. Паспортизация воинских захоронений проводится путем составления паспорта воинского захоронения (далее – паспорт). Паспорт составляется в трех экземплярах на бумажном носителе на стандартных листах формата А4 (рекомендуемые образцы приведены в приложениях № 1 и 2 к настоящему Порядку). На каждое воинское захоронение, за исключением расположенного в водной акватории, устанавливается мемориальный знак (рекомендуемый образец приведен в приложении № 3 к настоящему Порядку)».

Если следовать приведенному Порядку, то паспорт воинского захоронения должен быть составлен в трёх экземплярах, которые заверяются печатью и подписью главы ПКГО и соответствующего военного комиссара. Один экземпляр должен находиться в уполномоченном главой администрации органе, в данном случае МКУ «Служба благоустройства Петропавловск-Камчатского городского округа», второй – в военкомате, а третий отправляется в Управление Восточного военного округа. Причём на Паспорте сначала ставится печать и подпись главы местного органа власти, а затем военкома.

Военный комиссар подполковник Владимир Широчинский и руководитель МКУ «Служба благоустройства Петропавловск-Камчатского городского круга» Алексей Кузьмин заявили, что паспорт на воинское захоронение Николая Ивановича Скопинцева они не видели, а само захоронение на учёт не ставили. Автору этих строк вместе с работниками редакции в который раз пришлось идти на кладбище и пытаться найти вышеуказанную могилу. Наши поиски не увенчались успехом. Как выяснилось позже, никакого надгробия не существует. Сотрудники вышеназванного силового ведомства просто поверили на слово родственникам, уехавшим с Камчатки еще в конце 70-х годов. Через сорок лет они вернулись и указали старое место захоронения Николая Скопинцева. По каким признакам они нашли маленький участок земли, на котором ничего не сохранилось, остается только гадать.

Отныне создан прецедент – теперь любой человек, у которого родственник покоится на кладбище в районе улицы Батарейной, может указать на пустующий участок земли и сказать, что здесь лежат его предки и совершенно спокойно установить надгробье. Кстати сказать, так и поступила бывшая министр культуры Камчатского края Галина Монахова, установив надгробье актрисе Камчатского театра драмы имени Отто Юльевича Шмидта А.В. Славиной произвольно, прямо у входа на кладбище, так как прежняя могила была утрачена.

Теперь можно так осуществлять поисковую работу?

Вячеслав СКАЛАЦКИЙ