Редакторская колонка

Дождались! Совсем скоро на Камчатку придет новый подводный крейсер стратегического назначения проекта  955 «Юрий Долгорукий». Строилось чудо техники почти 17 лет и стране обошлось в 23 миллиарда рублей. ОАО «Севмаш» объявило о своей готовности передать судно Министерству обороны Российской Федерации.

Атомоход будет головным в своей серии «Борей».  Базироваться он будет в Вилючинске. Символично, но подлодка строилась в том же стапельном корпусе, где сразу после ее спуска на воду была заложена плавучая атомная электростанция. Лишь год спустя «Росатом» передал заказ на ПАТЭС на Балтийский завод. Размеры корабля впечатляют. Подводное водоизмещение 24 тысячи тонн. Длина 170 метров. Экипаж 107 человек. Мощность силовой установки 190 МВт. Сравните с мощностью нашей ТЭЦ-2 – 160 МВт и плавучей АТЭС – 74 МВт. Лодка несет на своем борту 16 баллистических ракет «Булава». В третью ступень ракеты закачивается ядовитое топливо. Его концентрация в три миллиграмма на кубометр воздуха – смертельная доза для человека. Добавьте к тому около тонны оружейного плутония и все это нужно умножить на шестнадцать (по количеству ракет). Про ядерный реактор мы уже говорили выше. Но почему-то в головах наших малахольных оппозиционеров не возникают даже очень простые вопросы относительно экологической безопасности. «Коммунисты России», эсэры и «яблочники» (хорошая компания!) усердно критикуют плавучую атомную электростанцию (ПАТЭС) которая кажется лишь детской игрушкой по сравнению с «Бореем». Забавно, что первый протокол о намерениях с «Росатомом» по строительству плавучей атомной станции подписал, будучи губернатором, главный коммунист Камчатки Михаил Машковцев. Одним из главных аргументов, почему так «опасна» ПАТЭС сформулировано эсэрами, «Коммунистами России» и «яблочниками», дословно так: «Если на подводной лодке произойдет авария с атомным реактором, то командир хотя бы успеет выйти в море и затопит лодку. А корыто (это они про «ПАТЭС» – Авт.) будет стоять, привязанное к берегу».

Мы в свою очередь рады случаю подробно растолковать убогим,  что  на реакторе в случае аварии в считанные секунды автоматически срабатывает защита, и реактор заглушается. Поэтому никуда командир на подлодке выйти не успеет. Когда происходит выгрузка активной зоны из реактора, лодка тоже стоит стоймя возле пирса.

В 1985 году в бухте Тяжма (Приморского края) при выгрузке активной зоны из-за ошибки перегрузочного расчета произошел взрыв. Погибли 11 человек. Под радиоактивное заражение попали несколько, в основном, военных поселков с населением до 40 тысяч человек. Мне довелось служить в тех местах в 1985-м году.

Вообще, что-то по атомному замыкает в головах доморощенной оппозиции при слове «ПАТЭС». Это звучит как пароль для прохода… на политическую помойку.

Вячеслав СКАЛАЦКИЙ.