Редакторская колонка

Празднование 400-летия воцарения на российском престоле Дома Романовых прошло на Камчатке, как и во многих других городах России, незамеченным. Первый из Романовых – 16-летний Михаил Алексеевич был венчан на Российский престол четыреста лет назад в Успенском соборе Московского кремля. Это были времена, названные в российской истории Смутой. Решался вопрос быть или не быть российскому государству.

После разгрома польских захватчиков и освобождения Москвы, собрался Великий Собор, который своей Грамотой привел на престол Дом Романовых.  За время правления Россией династия Романовых  почти в 10 (!) раз увеличила территорию государства, сделав его самым крупным в мире. Количество российского населения неуклонно росло и в 1913-ом году составило около 180 миллионов человек, что превышало население Франции и Германии вместе взятых. Очередная, затянувшаяся русская смута с 1917 по 1991 год унесла в могилы более 50 миллионов соотечественников: убитых, раненых и умерших от голода. Коммунисты (большевики) физически уничтожили крестьянское сословие и священнослужителей – основу нормальной жизнедеятельности страны. Были разрушены церковные морально-духовные ценности, отравлены ложью несколько поколений людей. Коммунистическая Россия уменьшилась в территории по сравнению с царской Россией почти в два раза. Большевики (коммунисты) расстреляли всех членов венценосной семьи и их ближайших родственников, включая детей.

От чего мы ушли и к чему пришли? Виноват ли народ в том, что произошло в период второй смуты? Или во всем виноваты правители? Об этом можно долго и бесполезно спорить. Все аргументы упрутся в стену психологической аномалии, исключительности широкой российской души. Когда нам не хватает внешних врагов, мы начинаем энергично искать внутренних. Наша неприязнь легко перерастает в ненависть. И тогда бесконечная нетерпимость, оглушающая  озлобленность и безмерная, необъяснимая жестокость становятся единственным путеводителем для строительства новой жизни.

Дом Романовых честно служил России в меру своих способностей. Мало кто знает, что женщины царской фамилии служили медсестрами в госпиталях во время Первой Мировой войны. Трудно себе представить, чтобы дочь Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева ухаживала за ранеными в Советско-афганской войне. Ей, главной прожигательнице столичной жизни, коллекционирующей дорогие бриллианты, было не до того. Что-то не спешил сын генсека Юрия Андропова понюхать пороха на той же войне. Дочери первого российского президента Бориса Ельцина не стремились служить раненым солдатам на Чеченской войне. А вот вдовствующая императрица Мария Федоровна (жена императора Александра III) не гнушалась одежды сестры милосердия и, как могла, утешала солдат, не пожалевших живота своего на поле брани, строила на свои деньги  больницы и дома отдыха для бедных в Крыму и лично инспектировала их. В этих домах в Ялте до сих пор отдыхают военнослужащие и члены их семей. Знаменитый Русский музей в Санкт-Петербурге учрежден Александром III. Не менее знаменитый московский Исторический музей учрежден Александром II. По иронии судьбы именно там проходила выставка, посвященная 400-летию Дома Романовых под названием «Романовы. Портрет династии». В этих залах до 1991 года находился музей Владимира Ильича Ленина (Ульянова) с его личными вещами, набросками революционных опусов и т.п. Именно Ленин отдал приказ уничтожить царскую семью и последнего российского императора Николая  II.

В музее словно сошлись два времени, и сквозь плотную пелену кровавой смуты жертва смотрит в лицо своему палачу. Это тоже наша история – страшная без идеологической помады и бравурной пудры.

Помнить своих царей, императоров – еще не означает знать историю и быть образованным гражданином. Это лишь дань уважения своей стране, без чего не может быть патриотизма, не может быть благоденствия, т.е. долгожданного светлого будущего.

Вячеслав СКАЛАЦКИЙ.