В конце прошлой недели Олюторским межрайонным следственным отделом следственного управления СКР по Камчатскому краю было возбуждено уголовное дело по факту причинения смерти жителю села Манилы Пенжинского района Роману Хоятто, по ч. 2 ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей).
Эта история получила большой резонанс в средствах массовой информации, главным образом из-за того, что в случившемся обвиняли врача Елену Бурову, якобы отказавшуюся прийти на помощь больному. На деле Елена Бурова была тем врачом общей практики, которая своевременно оказала помощь больному и вызвала врача из районной больницы для оказания специализированной помощи Роману Хоятто, т. к. у того обострились боли в животе. Из районного центра, поселка Каменское, в течение двух часов приехал анестезиолог-реаниматолог Бахтиер Рузиев. Он увез с собой больного из Манил, причем последний передвигался самостоятельно. Через двое суток Роман Хоятто умер в районной больнице поселка Каменское. Вот тогда в смерти больного и обвинили Елену Бурову. После вмешательства нашей газеты министр здравоохранения Камчатского края Татьяна Лемешко перестала говорить, что мужчина в Манилах умер по причине неоказания ему своевременной медицинской помощи.
Главный врач пенжинской районной больницы Елена Шатрова решила, что называется, «перевести стрелки», обвинив в гибели пациента врача общей практики Елену Бурову.
16 января 2017 года Елену Бурову, прибывшую на работу в Манилы полтора года назад в рамках программы «Земский врач», уволили с официальной формулировкой «За систематическое невыполнение должностных обязанностей по неуважительной причине». После ее увольнения жители Манил взбунтовались. Они два раза собирались на сход с требованием вернуть Елену Бурову обратно.
Мы публикуем лишь несколько отзывов жителей об уволенном докторе. «При докторе Буровой наконец-то наступил порядок. Я была спокойна за своих близких. К ней можно было прийти в любое время суток, она ни разу никому не отказала в помощи». Вот еще одно мнение: «Моя мама перенесла несколько инсультов. Елена Валентиновна вытаскивала ее с того света». И еще одно: «Я много раз приходила к нашим врачам. У меня было кровотечение долгое время. Мне выписывали витамины В6, В12, диклофенак. И только Бурова поставила мне правильный диагноз – миома». («Вести» от 15.02.2017, № 854).
Опального врача, несработавшегося с главным врачом госпожой Шатровой, лишили работы на основании одной лишь докладной записки врача Бахтиера Рузиева. К его профессионализму, судя по докладной, появляется очень много вопросов, даже у людей без медицинского образования. Например, он утверждал, у Романа Хоятто, когда докладчик забирал его из больницы, не было пульса и давление равнялось нулю. Однако при этом он пишет, что больной самостоятельно передвигался, отвечал на вопросы и самостоятельно сел в машину. Получается, что труп сам, без посторонней помощи перемещался в пространстве, отвечал на вопросы и еще два дня каким-то чудом жил в Пенжинской районной больнице. После наступления смерти уроженца Манил пенжинские медики указали, что причиной летального исхода «явилась полиогранная недостаточность, возникшая в результате панкреонекроза на фоне длительного злоупотребления алкоголем». При этом вскрытие умершего никто не проводил, и отчего на самом деле умер больной можно только догадываться. Эксгумацию трупа провести невозможно, потому что его (следуя корякским обычаям) кремировали, т. е. сожгли. Теперь виновников в смерти больного будут устанавливать по медицинским записям. Более того, очень сомнительно, что у Романа Хоятто взяли анализы на установление точного диагноза.
И последнее. Проведение медицинской экспертизы по этому случаю нельзя доверять камчатским врачам. Газета уже неоднократно сообщала о том, что наши эксперты стараются придерживаться официальной линии министерства здравоохранения Камчатского края. Не удивлюсь, если они согласятся с мнением своего коллеги Бахтиера Рузиева в том, что больной был мертв, но при этом мог ходить и разговаривать.
«Вертолета нада. Центра больница нада. Луче, однака, шамана нада!»
Вячеслав СКАЛАЦКИЙ