В прошлом номере газеты «Вести» (№ 2 от 25.01.2017) вышла статья «Вы не патриоты!», где один из наших читателей упрекнул нас в отсутствии патриотизма за то, что мы в истории незаконного возбуждения уголовного дела против генерального директора ООО «Гамчатгесстрой» Андрея Ленды встали на сторону последнего. Читателя не убедили основания, по которым следователь прекратил уголовное преследование. Там же мы опубликовали решение арбитражного суда, который вынес решение в пользу Андрея Ленды. Газета получила несколько отзывов на эту статью. Мнения разделились. Один из читателей спросил: «Если Ленда не виновен, почему он не подал в суд на возмещение морального вреда?». Хороший вопрос. Рады сообщить, что Андрей Васильевич Ленда обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием. Он оценил моральный вред, нанесенный ему, суммой в 1,5 миллиона рублей. Напомню, что полтора года длилось следствие в отношении Андрея Васильевича, его репутация пострадала, а ему, бесспорно, были нанесены нравственные и физические страдания. Во время уголовного преследования он перенес гипертонический криз.
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края под председательством судьи Карматковой Е.В. принял решение: «Исковые требования Ленда Андрея Васильевича удовлетворить частично. Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Ленда Андрея Васильевича, денежную компенсацию в счет возмещения морального вреда в размере пятисот тысяч рублей».
Забавно, что представитель ответчика – Министерства финансов Российской Федерации Елена Чертищева – посчитала требования Андрея Ленды необоснованно завышенными и поставила под сомнение нравственные страдания истца, которые он испытал из-за возбужденного против него уголовного дела. Хотелось бы понять, как вела бы себя представитель ответчика, если бы против нее возбудили уголовное дело и вели расследование полтора года с вызовами на допрос и реальной угрозой посадки в тюрьму? Безусловно, как минимум она испытывала бы сильное волнение, переживала, иногда рыдала бы и тому подобное. 18 месяцев постоянного психического напряжения, уверен, не прибавили бы ей здоровья. Можно ли все это назвать нравственными страданиями, и в какую бы сумму она оценила все, что с ней незаконно сделали правоохранительные органы? Следователь, который возбуждал уголовное дело, не понес никакого наказания, а получил повышение по службе.
Странным образом устроена российская Фемида. Ответчиком по данному делу является не тот, кто принимал неправильное решение о возбуждении уголовного дела, а тот, кто должен из бюджетной казны платить за ошибку следователя. Можете себе представить, какой объем работы был проделан, чтобы доказать, что Андрей Ленда виновен? Сколько людей из правоохранительных органов трудились не покладая рук в поисках доказательств его виновности? Одних только экспертиз было проведено около десятка. И все это в конечном итоге закончилось одним простым заключением – не виновен.
Возвращаясь к теме патриотизма, зададимся вопросом: кто из нас больший патриот – представитель министерства финансов, защищающий незаконные действия следователя или наша газета, защищающая невиновного? В данном случае цену патриотизма можно посчитать – из полутора миллионов рублей отнимем 500 тысяч. Получается, один миллион рублей сэкономило министерство финансов. Оно посчитало, что разумно заплатить полмиллиона рублей. Сэкономленный миллион денежных знаков вполне можно отнести к патриотическому поступку. Если бы потерпевшему Ленде заплатили на двести тысяч рублей меньше, то представитель министерства финансов выглядел бы еще большим патриотом. Понятное дело, госпожа Чертищева вынуждена защищать интересы Правительства РФ. Она, сама того не желая, оказалась тем последним ударом молота, который заставил Андрея Ленду почувствовать очередное нравственное страдание.
Один из читателей сказал, что деньги, которые выиграл Ленда в суде, отберут из бюджета, и кто-то из граждан России поэтому недополучит необходимую социальную помощь. Значит, он поступает непатриотично и наносит вред государству. Получается какая-то извращенная логика, вроде: ветер дует, потому что деревья качаются. Не надо путать причину со следствием. Государство, допустив незаконное уголовное преследование гражданина, обязано возместить ему моральный вред в виде материальный компенсации. Если этого не происходит, то власть постепенно превращается в тиранию. А все тирании известно чем заканчиваются – социальными взрывами, в которых нет ни правых, ни виноватых, есть только жертвы и пострадавшие.
Поступать патриотично, значит, не доводить государство до края пропасти, свалившись в которую оно будет выкарабкиваться десятилетиями из разрухи, экономического упадка, обнищания народа, с фундаментально подорванным доверием к институтам власти. Учитывая наш, прямо скажем, мучительный исторический опыт в построении гуманного государства, сначала царизма с человеческим лицом, затем социализма с человеческим лицом и, наконец, капитализма с человеческим лицом, можно сказать Андрею Ленде повезло, ему заплатили хотя бы пятьсот тысяч рублей.
Неразумно баловать своих подданных. Они же могут совсем распоясаться…
Вячеслав СКАЛАЦКИЙ