Удивительные сюрпризы порой преподносит людям жизнь. Так, недавно 64-летний петербуржец с изумлением узнал, что он, оказывается, скончался от сердечного приступа еще в мае 2023 года в городе Елизово. Так по крайней мере утверждалось в свидетельстве о смерти, на основании которого СФР (выполняет в настоящее время обязательства Пенсионного фонда России) вычеркнул вполне бодрого мужчину из списка состоящих там на учете пенсионеров. Перестав получать пенсионные накопления, которые ранее начислялись ему регулярно, петербуржец заволновался и пошел по инстанциям. Тут-то он и узнал о прискорбном факте собственной кончины на другом конце страны – на Камчатке.
В ходе разбирательств, почему здравствующий житель Санкт-Петербурга попал в списки усопших, выяснилось, что в Елизове возле одного из торговых центров скоропостижно скончался его полный тезка. Не совпадала только дата рождения, но именно тут и была допущена ошибка.
Вот как описывает случившееся Елизовская городская прокуратура: «При опознании в официальные документы ошибочно внесена запись о годе рождения умершего (вместо 1958 – 1959). Выдано свидетельство о смерти. В этой связи пенсионер из Санкт-Петербурга с аналогичными фамилией, именем, отчеством и совпадающей датой рождения ошибочно признан умершим».
Опознание, как правило, проводят родственники, законные представители или человек, присутствовавший в момент смерти или другим образом информированный о наступлении смерти. Затем в ЗАГС приносят документы, удостоверяющие личность умершего, основным из которых является паспорт. Приносят также СНИЛС или ИНН, но, возможно, что у умершего их не было.
На основании сведений, указанных в паспорте, работники ЗАГСа, в нашем случае – отдела ЗАГСа Елизовского района – составляют соответствующую актовую запись и выдают свидетельство о смерти. Им надо посмотреть в документ, перенести сведения из него в актовую запись, сверить во избежание ошибок, а затем уже выписывать свидетельство о смерти. Неизвестно, почему служащий, проводивший эту операцию, допустил ошибку, но именно с неё и началась дальнейшая путаница. ЗАГС составил, а затем разослал неверный документ во все заинтересованные государственные и муниципальные органы, и живой человек стал по бумагам покойником.
Петербуржца, который значился умершим более полугода, воскресил елизовский городской прокурор. Он «в интересах мужчины направил в суд исковое заявление об установлении юридического факта нахождения его в живых, аннулировании актовой записи о смерти и признании недействительным свидетельства о смерти», – сообщили в прокуратуре.
А теперь представим себе, что в разных концах нашей страны, к примеру, в Москве и во Владивостоке живут два человека, у которых совпадают фамилия, имя, отчество и дата рождения. Один из них умирает. Как в таком случае система должна идентифицировать личность умершего? Логично допустить, что если перечисленные выше параметры совпадают, то должен существовать еще один, например, место проживания. Судя по тому, что из-за одной ошибки в дате рождения, допущенной в елизовском ЗАГСе, перепутали людей, такого параметра не существует. Или нам надо допустить, что умерший в Елизове мужчина имел прописку в Санкт-Петербурге по тому же адресу, что и его полный тезка, что относится уже к сфере фантастики.
В нашей стране, по данным Росстата проживает более 146 миллионов человек, так что совпадение по фамилии, имени, отчеству и дате рождения вполне вероятно. И пока для уточнения личности умершего человека в программу вносятся только эти данные, от путаницы в общей системе сведений мы не застрахованы. А значит, еще ни одному пенсионеру придется доказывать в суде, что он жив и здоров, в то время как по документам значится среди усопших. Конечно, есть такая примета, что если тебя записали в покойники, а ты здравствуешь, то будешь жить еще долго. Но, согласитесь, увеличивать число долгожителей таким способом довольно эксцентрично. Уж лучше, на мой взгляд, добавить новый параметр в программу, чтобы не путать живых с покойниками.
Наталья МАКСИМИШИНА