Новая жизнь старого памятника

Что было
Что было

Свершилось! Недавно закончились реставрационные работы на объекте культурного наследия (ОКН) регионального значения «Могила советских моряков, погибших при разминировании Авачинского залива в 1945 году», поставленного на учёт Решением Камчатского облисполкома от 04.12.1990 № 313.

Напомню нашим читателям, что по количеству ошибок и противоречий, допущенных в документах к вышеназванному объекту культурного наследия и краеведческих материалах, ему на Камчатке нет равных.

Начну с того, что после развала Советского Союза этот ОКН оказался бесхозным вплоть до апреля 2021 года, причём доказывать, что он бесхозный, пришлось через суд. Отсутствие собственника делало невозможным проведение реставрационных работ. Во многом благодаря стараниям сотрудников газеты «Вести» ОКН «Могила советских моряков, погибших при разминировании Авачинского залива в 1945 году» наконец получила своего собственника в лице администрации Петропавловск-Камчатского городского округа. Наша газета также приложила немало усилий к тому, чтобы памятник советским морякам получил статус воинского захоронения. Это случилось в 2014 году, с опозданием на двадцать один год после выхода Закона РФ от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества».

В период между 1990 и 2017 годами о данном объекте культурного наследия регулярно вспоминали в публичном пространстве. В это время происходила постоянная путаница с фамилиями похороненных краснофлотцев, с количеством погибших, местом гибели и обстоятельствами трагедии.

В 2007 году на Камчатке вышла книга «Памятники Петропавловска-Камчатского» (издательство Холдинговая компания «Новая книга»). Автором-составителем исторического описания событий является Ирина Васильевна Витер. Вышеназванному объекту культурного наследия она посвятила две страницы. К сожалению, в книге были допущены ошибки, которые в дальнейшем стали тиражироваться в других изданиях. В заголовке указано: «…при разминировании Авачинской губы». Никаких минных постановок в Авачинской губе не было и быть не могло. Минирование проходило в Авачинском заливе. На второй странице своей статьи Ирина Витер указывает уже другой район минирования – Авачинский залив. Также она ошибочно указывает количество погибших военморов – 32 человека. Согласно архивной справке, всего погибло 35 человек. Допущены ошибки в фамилиях похороненных краснофлотцев. Фотографическое изображение таблички с фамилиями, установленной на надгробии, не соответствует табличке, указанной в паспорте объекта культурного наследия и реально находящейся на памятнике, т.е. она имеет другие размеры, общий вид и другие фамилии.

В паспорте объекта культурного наследия также допущены существенные ошибки. В исторической справке, повествующей о событиях, при которых погибли военные моряки, изложена неверная информация о том, что подходы к берегам полуострова были заминированы после 9 августа 1945 года. Минирование подходов в Авачинском заливе проводилось в течение 1943 года. Так называемая историческая справка повествует о том, что разминирование проводилось с целью очистить основной фарватер (цитирую): «…для выхода кораблей из порта города в Охотское море». Из Авачинской губы, где расположен порт Петропавловска-Камчатского, есть только один выход – в Тихий океан (это прямо на восток). Если кому-то захочется выйти из порта прямо в Охотское море, то ему придётся прорыть канал длиною почти 170 километров в противоположном, западном направлении.

Далее (цитирую): «15 октября 1945 года минный тральщик Т-610 вышел в район между мысом Безымянный и мысом Маячный для выполнения боевого приказа по очистке этого района от глубинных мин». Тральщики Т-610 и Т-523 во время гибели находились на удалении почти 12 километров в восточном направлении от условной линии, соединяющей мысы Безымянный и Маячный. Поясню: мины не ставили и не могли ставить на линии входных мысов Безымянный и Маячный. Это с точки зрения защиты коммуникаций не имело смысла. Работники Службы охраны объектов культурного наследия в исторической справке написали, что среди погибших были представлены к наградам 25 человек, хотя таковых, согласно архивной справке, было 34 человека. И ещё, в паспорте объекта культурного наследия, составленном 21 мая 1991 года, погибшими значатся 32 человека, в исторической справке – 35 человек. В разделе «составитель» (паспорта) напечатано: «м.н.с. Ефимова О. В.» (младший научный сотрудник Камчатского областного краеведческого музея), а подпись стоит очень похожая на подпись научного сотрудника того же музея Ирины Васильевны Витер.

Обсуждение экспертного заключения, предоставленного ООО «Невад» из Санкт-Петербурга для проведения реставрационных работ, имело тот же драматический налёт, как и вся история памятника. После вмешательства газеты «Вести» было исправлено десять грубых ошибок, допущенных в вышеуказанном документе.

Слава Богу, что наконец-то установление точных имён и фамилий погибших краснофлотцев спустя почти восемьдесят лет состоялось, а реставрация объекта культурного наследия регионального значения «Могила советских моряков, погибших при разминировании Авачинского залива в 1945 году» свершилась, правда, с опозданием на тридцать пять лет.

Вячеслав СКАЛАЦКИЙ


Что стало
Что стало