Чиновники не пускают врачей с материка на Камчатку
Врач одной из сочинских клиник Владислав Косов
Когда в марте этого года врач одной из сочинских клиник Владислав Косов сообщил коллегам, что намерен сменить место жительства и работы, те встретили новость с нескрываемым недоумением. Променять курортный город, столицу предстоящей Белой олимпиады на районную больницу даже не на краю земли, а за ее краем… Такое ни у кого не укладывалось в голове.
У доктора высшей квалификации, обладающего редким и востребованным сочетанием специальностей, – педиатр и анестезиолог-реаниматолог – были свои резоны. Однако осуществить свои планы Владиславу Викторовичу так и не удалось. В ноябре, когда он был уже готов паковать чемоданы, из камчатского минздрава пришел ответ: районная больница в селе Никольское в его услугах не нуждается.
Ладно, ладно побегу, вашим детям помогу…
История несостоявшегося переезда 36-летнего Владислава Косова на Командоры началась весной нынешнего года. Именно тогда он познакомился с отдыхавшим во всероссийской здравнице бывшим главврачом Алеутской районной больницы Кимом Борисовым. Разговорившись, коллеги с удивлением обнаружили, что мир действительно тесен. Ведь супруга Владислава, тоже по образованию врач, родилась и выросла в Никольском.
В тот момент Ким Иванович, проработавший в больнице на Командорах 35 лет, из которых два десятилетия в должности главного врача, и загорелся идеей: пригласить семью Косовых в Никольское. Причем Владислава – в качестве своего преемника, которому предстояло возглавить больницу. Пожилой акушер-гинеколог, полжизни отдал районной клинике, и она стала для него практически родной. Ему было не все равно, в чьи руки он передаст свое детище.
«Если бы Владислав приехал и стал руководить нашей больницей, я был бы абсолютно спокоен за ее будущее, – рассказывает Ким Борисов. – Он даже окончил за свой счет специальные курсы по организации здравоохранения». Как ни странно, долго уговаривать Косова не пришлось. К тому моменту он уже четыре года работал в сочинской инфекционной больнице и не видел для себя там перспектив ни в профессиональном, ни в материальном плане. А жену как магнитом тянуло на малую родину.
«Я согласился почти сразу, – говорит Владислав Косов. – Ведь на камчатском севере и заработки выше, и детям – их у нас двое – есть что показать. Да и больница, по словам Кима Ивановича, отремонтирована в селе шикарно».
Есть и еще одна причина, признается Владислав Викторович. Особенности карьерного роста в медицине таковы, что пост главного врача в районной больнице предпочтительней работы рядовым доктором в обычной клинике большого города.
На вопрос, не жалко ли было принимать решение об отъезде накануне олимпиады, врач грустно усмехается: «У нас это строительство уже в печенках сидит. Очень трудно передвигаться по городу. А посмотреть на соревнования все равно будет нереально. В олимпийскую часть города даже местным жителям почти невозможно попасть. Так что все равно «болеть» придется по телевизору».
Вернувшись на полуостров, Ким Борисов, не скрывая своей радости, прямиком направился в краевой минздрав к заместителю министра Марине Волковой. Рассказав о своей находке, получил многообещающий ответ: вопросов нет, пусть едут, примем Косовых без проблем. Но то, что легко и просто выглядело на словах, на деле оказалось гораздо сложнее.
Они лежат и бредят: ну что же он не едет…
Казалось бы, в условиях кадрового дефицита в здравоохранении полуострова, семья медиков, готовая переехать с материка на Командоры, – просто подарок судьбы. Но непреодолимым препятствием на их пути стала казенная волокита. Камчатские чиновники от медицины, похоже, проявили себя настоящими хозяевами своего слова. Как в старом анекдоте: вначале даем, а потом забираем обратно.
Каждую деловую или личную поездку в Петропавловск пожилой Ким Борисов начинал с визита в минздрав. И всякий раз – одно и то же: вопрос решается, вопрос решается, вопрос решается…
Так прошло несколько месяцев. «Только у начальника отдела организационно-кадровой работы министерства Руслана Шарафутдинова я был четыре раза, – сокрушается Ким Иванович. – И хоть бы раз мне там предложили присесть. Разве можно так относиться к людям? Они же уже фактически на чемоданах сидят, а вызова все нет и нет».
В министерстве здравоохранения ситуацию нам, как водится, комментировать отказались. В приемной объяснили: это не потому, что нечего сказать. Просто у руководства нет времени. Совещания следуют одно за другим, без перерыва. Видимо там, за закрытыми дверями, обсуждаются такие глобальные проблемы, что кадровый дефицит в региональной медицине перед ними просто меркнет. Где уж тут вспомнить о каком-то сочинском педиатре-реаниматологе. Подумаешь, решил переехать на Камчатку. Подождет. Есть дела поважнее.
По мнению Кима Борисова, полжизни отдавшего медицине на севере Камчатки, причина нехватки кадров в местном здравоохранении вовсе не в том, что сюда не хотят ехать специалисты. Они-то как раз не прочь поработать на полуострове, но при этом заслуживают и некоторого внимания, и доброго отношения к себе и своим семьям. Ни того, ни другого от чиновников они не дождутся.
Тем временем главного врача для больницы в Никольском все же нашли. Им стал хирург из ближнего зарубежья Ровшан Чориев. Вероятно, его запросы были скромнее. Как иначе объяснить то, что эта кандидатура была рассмотрена и одобрена в минздраве с максимальной скоростью, а вызов на работу не задержался ни на день.
Сегодня на Командорах открыты вакансии педиатра, гинеколога, реаниматолога. Катастрофически не хватает медсестер и санитарок. Большинство больных за счет бюджета приходится отправлять на обследование в краевой центр. Но оплачивают жителям Алеутского района только авиаперелет. А погода на островах непредсказуема. Самолеты порой не летают неделями. И все расходы по незапланированной задержке в городе больные несут за свой счет.
Закрыта в Никольском и созданная там 35 лет назад санэпидемстанция. Кому-то показалось, что это учреждение для маленького села – излишняя роскошь. Но теперь этот некогда чистейший райцентр, где в последние годы столько построено и отремонтировано, по свидетельству Кима Борисова, обрастает свалками и утопает в грязи. Остановить мусорную лавину некому. Бывший главврач как рыба об лед бьется за восстановление СЭС, но безрезультатно.
В региональном минздраве считают, что панацеей для районного здравоохранения могли бы стать выездные медицинские бригады из камчатской столицы, которые периодически появляются на Командорах. Но опытные врачи сомневаются в эффективности подобных десантов. Врачи в райцентрах от приезжих специалистов ждут, прежде всего, помощи и консультаций по особенно сложным случаям. Таким, разобраться в которых и назначить правильное решение можно только коллегиально. Вместо этого гости на скорую руку принимают два-три десятка пациентов по своей специальности, и отбывают восвояси, оставляя местных докторов самостоятельно решать возникающие проблемы.
И говорят сердито: Что ж нету Айболита?
«Работа врача на севере имеет свою специфику, с которой справиться может не каждый, – убежден Ким Борисов. – Каждый день на взводе, постоянно в напряжении, 24 часа в сутки готовность спешить на помощь». Ни праздников, ни выходных. Три с половиной десятилетия опытный доктор в восемь утра уже был на рабочем месте. Такой график не сравнить с городским, когда медик, отдежурив сутки, затем два дня отдыхает. Здесь нужны стрессоустойчивость, трудолюбие, коммуникабельность, способность быстро ориентироваться в экстремальных условиях. А какие бывают сложные больные, которых надо лечить, располагая лишь ограниченными возможностями районной больницы!?
Те, кто добровольно соглашается приехать сюда с материка, прекрасно отдают себе отчет, с какими трудностями им придется столкнуться. В отличие от гастарбайтеров, которых (в прямом смысле слова) гонит сюда нужда. Не секрет, что во многих республиках бывшего СССР медицина находится в куда более запущенном состоянии, чем на Камчатке. Но пример Владислава Косова показывает: российские специалисты здесь не нужны. Проще пригласить доктора из Средней Азии, который согласен на все и не задает лишних вопросов.
Владиславу Викторовичу в итоге камчатский минздрав предложил полставки анестезиолога-реаниматолога в Никольском. Разумеется, от подобной «милости» он отказался. Положа руку на сердце, вы, уважаемые читатели, не сочли бы подобное предложение плевком в лицо? «Я был готов пойти на испытательный срок, взять на себя обязательство отработать на островах как минимум несколько лет. Но ехать наобум не могу. Теперь этот вариант для меня исключен», – грустно признался Косов по телефону корреспонденту «Вестей».
Между тем, незадолго до того, как пренебречь услугами сочинского врача, камчатские чиновники и депутаты обсуждали проблему дефицита медицинских кадров на помпезной встрече в краевой больнице имени Лукашевского. «За пару лет проблему нехватки специалистов не решить. Особенно после демографической ямы 90-х, когда отрасль практически не пополнялась кадрами на протяжении 15 лет. В результате 70 процентов камчатских врачей сегодня предпенсионного и пенсионного возраста», – заявила в ходе мероприятия замминистра здравоохранения Марина Волкова. Та самая, что девять месяцев назад обещала пригласить на работу сочинского специалиста, который в итоге «остался с носом».
В ходе пафосного мероприятия его участники рапортовали: средняя зарплата врачей на полуострове доведена до 70 тысяч рублей. Медикам, приезжающим работать в глубинку выплачиваются подъемные, и предоставляется жилье. Но, несмотря на все это, до сих пор более 60 процентов камчатцев не удовлетворены уровнем оказанной им медицинской помощи. «Почему так происходит?» — спросил медиков председатель краевого Законодательного собрания Валерий Раенко. И получил ответ: пациенты требуют внимания, в то время как врачи не в состоянии его дать. Может, оттого, что не всем докторам, приехавшим работать на полуостров, хватает квалифицированных переводчиков?
Дмитрий ЧЕРНОВ