Не скоро

per-49_web

Из-за опоздания скорой помощи чуть не умер месячный малыш.

Родители месячного Саши Федорова с утра были обеспокоены плохим самочувствием сына. Он постоянно плакал, отказывался от еды, срыгивал и капризничал. К 15 часам дня малышу стало совсем плохо, ребенок слабел на глазах, плохо реагировал на окружающих, терял силы и от того не мог даже плакать.

Рассказывает Александр Федоров, отец месячного малыша: «Когда сынишке стало плохо, мы позвонили детскому педиатру, наблюдавшему ребенка, и он посоветовал срочно вызвать скорую помощь.  Дозвонившись до диспетчера скорой помощи, я лично объяснил состояние сына. Тут же последовал ответ: незамедлительно одевать ребенка, машина прибудет через 5 минут. Но прошло 15 минут, а машина так и не подъехала. Пришлось второй раз набирать телефон скорой. На том конце провода успокоили: ждите, машина едет. А сын терял силы, уже не мог плакать, а все больше стонал. От бессилия мы метались по квартире. Понадобилось еще 15 минут ожидания. Только после моих резких высказываний в адрес нерадивых медиков, мне сказали, что машина почти приехала».

С опозданием в 40 минут «скорая» подъехала к дому на Туристическом проезде. К слову сказать, сам жилой дом расположен в пяти минутах езды от станции скорой помощи. Приехавший врач вначале отчитал родителей за то, что они довели ребенка до такого состояния и сразу не вызвали скорую помощь, затем провел осмотр и, предположив, что у ребенка грипп, госпитализировал малыша в Камчатскую Краевую детскую больницу. Принимавшие врачи детской Краевой больницы установили диагноз:  «пневмония». Как потом выяснится – ошибочный, который и спровоцировал дальнейшие осложнения. Проведя ряд реанимационных мероприятий, врачи  вдруг поняли, что диагноз неверный, и тут же, в полночь,  переправили ребенка, находившегося в тяжелом состоянии,  во второе отделение городской детской инфекционной больницы, где малыш после установленного диагноза — «острая не уточненная кишечная инфекция»  незамедлительно был помещен в барокамеру, где и находился длительное время. «Как потом сказал нам лечащий врач реанимационного отделения детской инфекционной больницы  Александр  Панишев – у сына, скорее всего, была острая почечная недостаточность. На это указывал ряд симптомов: судороги, рвота и другие. Шансы выжить были 50 на 50».

Неправильно установленный первичный диагноз, а значит и назначенное лечение, спровоцировали ухудшение состояния малыша  и последующие осложнения. Маленькому Саше и его родителям понадобится время не только для лечения, но и для восстановления сил и здоровья ребенка.  Вспоминая тот жуткий и страшный день, когда родители могли лишиться сына, Александр Федоров эмоций не сдерживал. Оно и понятно. На твоих глазах умирает ребенок, которому ты не можешь помочь. А те, кто должны помочь – не торопятся. И это не первый случай, когда медики скорой помощи опаздывают, либо неправильно устанавливают диагноз, что  приводит к трагическим последствиям. При этом Александру Федорову, когда он позвонил в диспетчерскую и попросил дать фамилию диспетчера, номер вызова и время, отказали, сославшись на то, что он, якобы, звонит в нетрезвом виде после перепоя.

На заявления родителей отреагировали в отделе здравоохранения  городского округа. Как сообщил в своем письме начальник отдела Сергей Арапко, цитируем: «Диспетчерской службой была допущена грубая тактическая ошибка, т.к. в соответствии с действующими нормативными документами вызовы к детям до года обслуживаются незамедлительно. Главный врач МБУЗ «Городская станция скорой медицинской помощи» И.А. Байкалов будет лишен контрактной надбавки по итогам работы за ноябрь 2012 года. Фельдшер Щербаченко К.Х. уволена». По какой статье уволена виновница, начальник отдела не уточнил.

Отреагировала прокуратура города Петропавловска-Камчатского, проведя проверку «по факту длительного неприбытия службы скорой помощи по вызову для оказания помощи ребенку. Как было установлено приказом Минздравсоцразвития РФ (№ 179 от 01.11.2004, п. 17), подстанции скорой медицинской помощи организуются с расчетом 20-минутно транспортной доступности. Вынесено представление в адрес главы администрации  об устранении нарушений об основах охраны здоровья граждан в РФ и недопущения их впредь».

Мы дозвонились до главного врача медицинского учреждения (скорая помощь) Игоря Андреевича Байкалова. Вот что он рассказал журналистам газеты «В»:

— Действительно, задержка исполнения вызова скорой медицинской помощи по Туристическому проезду в краевом центре произошла на 28 минут. Вину свою мы признали. Как объяснила диспетчер Щербаченко, ей показалось, что сложного и страшного ничего нет. Обычное повышение температуры, при этом родители зачастую теряют самообладание и начинают драматизировать. К тому же  на тот момент на станции не было ни одного врача, все были в разъезде. Первая освободившаяся бригада, а ею оказалась кардиологическая, была сразу же направлена по адресу  для оказания помощи ребенку.  В настоящее время малыш здоров. Что касается служебного расследования, то оно прошло. Я, как руководитель медучреждения, наказан рублем, фельдшер, допустившая опоздание, уволилась с работы. Хочу отметить, ушел хороший специалист с большим стажем и опытом работы.

Корр.: Очень часто звучат нарекания на стиль и методы работы врачей скорой помощи. Отчего это происходит?

И.Б.:  Как принято говорить — человеческий       фактор. В нашем случае, помноженный на нехватку врачей, особенно с опытом работы на скорой помощи. Сегодня мы задыхаемся. Надеемся, что как только с 1 января 2013 года наше учреждение перейдет в введение Минздрава Камчатки, произойдут кардинальные изменения, в том числе и в области кадровой политики. Мы, к сожалению, самостоятельно не можем приглашать на работу специалистов. Связано это с оплатой проезда, предоставлением жилья  и других льгот. Что касается случая с малышом, мы принесли извинение родителям.  Искренне надеемся, что маленький Саша будет расти крепким и здоровым.

В этом непростом деле есть «белые пятна». Начнем с того, что фельдшер — госпожа Щербаченко,  молниеносно уволилась по собственному желанию, когда стало известно, что родители обратились с заявлением в прокуратуру, и потому  сегодня некому предъявлять претензии. Главный врач скорой помощи, хотя и понес материальное наказание, тем не менее ни словом не обмолвился о том, что диспетчера зачастую действительно оскорбляют звонивших. На требование назвать фамилию реагируют несколько неадекватно и в итоге просто бросают  трубку. Невозможно выяснить номер вызова, время и дату. Приезжающие врачи, и это установлено правилами работы с пациентами, обязаны оставлять отрывной талон о своем пребывании по вызову и расписать проведенные процедуры. Этого, почему-то, не делается. Складывается впечатление, что скорая медицинская помощь никакой ответственности не несет за несвоевременный приезд машины со специалистами. Нет такой статьи и в Уголовном Кодексе РФ, как нет статьи за ложную информацию, которую частенько дают сами диспетчера о, якобы, выехавшей машине.

Как говорил профессор Преображенский: «Разруха не в сортирах, а в головах». (М.Булгаков «Собачье сердце»). Полезная мысль и очень актуальная. Особенно для отечественной медицины.

Нелли БЕРЕЗИНА.

 

СПРАВКА «В»: Скорая медицинская помощь города Петропавловска-Камчатского работает в круглосуточном режиме. В штате медицинского учреждения 18 бригад: по одной – реанимационная и кардиологическая, три бригады педиатрические, одна фельдшерская по перевозке рожениц, 12 бригад врачебных линейных. Городская скорая помощь состоит из двух подстанций: центральная подстанция – это 15 бригад, располагается по проспекту Карла Маркса, 29/1; подстанция № 2 – 3 бригады, располагается на улице Индустриальной, 7. В сутки медперсонал  выполняет 170-190 вызовов, что за год составляет  примерно 6500-7000. Время приезда к больному в зимнее время 20-25 минут, летом – 15-20.

От главного редактора «Вестей»

Очередная халатность камчатских врачей  едва не стоила жизни маленькому Саше. При этом диспетчер, допустивший эту халатность, фельдшерица Щербаченко, просто уволилась по собственному желанию.

Главный врач медучреждения МБУЗ «Городская станции скорой медицинской помощи» Игорь Байкалов был лишен контрактной надбавки. (А если бы ребенок умер, его бы лишили двух контрактных надбавок?) Игорь Андреевич сетует на то, что уволилась хороший фельдшер. А какие же тогда плохие? Вообще объяснения руководителя МБУЗ «ГССМП» по поводу нехватки кадров звучат как заунывная песня.  Пусть объявит тогда, что МБУХ «ГССМП» не может надлежащим образом оказывать услуги населению, что он не может научить своих подчиненных вежливо разговаривать с клиентами и не способен научить их принимать верное решение в критической ситуации. Допустим, не хватает врачей, но есть свободная машина скорой помощи. Почему бы не отправить ее без врачей, чтобы не терять время для доставки ребенка в больницу, где ему окажут квалифицированную медицинскую помощь? В данной ситуации приезд врача ничего не изменил. Ее квалификация,  как специалиста, не позволила установить даже предположительный диагноз.  (Она, наверное,  тоже как специалист, находится на хорошем счету у главного врача) Такая « мелочь», как неисполнение требований работы с пациентами, т.е. заполнение отрывного талона и вручение его тем, кто вызывал «скорую помощь»,  главным врачом не принимается в расчет.  Может быть господин Байкалов ответит, каким образом нехватка врачей влияет на его неумение организовать работу имеющегося медперсонала?

Что изменится в его неумелой управленческой работе после переподчинения МБУЗ «Городской станции скорой медицинской помощи» напрямую Министерству здравоохранения Камчатского края? Может все дело в плохой работе чиновников городского отдела здравоохранения, если они не могут навести порядок в работе подчиненных им медицинских учреждений? Почему они не понесли никакого наказания за систематические огрехи подконтрольного им ведомства? Или их не за что наказывать? Уверен, укомплектуй нашу камчатскую «скорую помощь» врачами  до полных штатов, в лучшую сторону мало что изменится. Мы, пациенты, им просто мешаем жить. Т.е. спокойно дежурить, отвлекаем их дурацкими вопросами, раздражаем, болеем, не умеем вести себя корректно, когда под угрозой находится жизнь нашего ребенка. Мы просто нелепый повод для получения врачами зарплаты и неотвратимая опасность   для хорошей медстатистики.

Извините нас, камчатские эскулапы, мы не нарочно! И дай нам всем, Бог, здоровья!

Вячеслав СКАЛАЦКИЙ.


mladenec-v-bolnice_web


img_3664mirror_web

Александр Федоров