Усовершенствованное законодательство Камчатского края об обращении с животными продолжает приносить свои плоды. На этот раз уличные собаки напали на женщину с ребёнком в Вилючинске. Это случилось утром 25 июня возле дома № 38 на улице Нахимова в посёлке Рыбачий (входит в состав Вилючинского городского округа).
На кадрах из соцсетей, обошедших все региональные и часть центральных СМИ, видно, как на молодую женщину, идущую по дорожке с ребёнком дошкольного возраста и маленькой собакой, набрасывается стая агрессивных псов, выбежавших из кустов. Животные окружают людей, ребёнок успевает убежать, женщина отбивается от них и, подхватив свою собачку, прячется между припаркованными машинами. Возмущённые вилючинцы утверждают, что псы покусали женщину. И если поначалу в Следственном управлении СКР по Камчатскому краю уверяли, что в происшествии никто не пострадал, то потом там сообщили об организации процессуальной проверки по статье 293 УК РФ (халатность). Председатель Следственного комитета А. И. Бастрыкин поручил возбудить уголовное дело по факту нападения животных.
Жители Вилючинска в комментариях утверждают, что эта стая давно не даёт прохода людям, о чём в администрации города подводников знали из жалоб граждан. Сама администрация хранит на этот счёт каменное молчание. Глава секретного города Игорь Головчак у себя в телеграм-канале выразил сожаление о случившемся и заверил, что «меры реагирования приняты незамедлительно». В конце своего послания он написал: «Убедительно прошу каждого из вас при обнаружении агрессивных бродячих собак незамедлительно об этом сообщать! Заявки принимаются круглосуточно!»
Жаль, что такой всплеск административного рвения не случился с ним раньше, например, после сообщения полиции о выявленных в Вилючинске двух собачьих стаях. Если верить официальному сайту УМВД России по Камчатскому краю, их обнаружили в период с 27 по 29 мая, то есть почти за месяц до резонансного нападения в Рыбачьем.
Процитирую отрывок из этого любопытного сообщения: «В результате проведённых мероприятий выявлено 41 место скопления бродячих собак (по г. Петропавловску-Камчатскому – 21, по Елизовскому району – 10, в Вилючинске – 2, в Усть-Камчатском – 4, в Усть-Большерецке – 1, в Мильково – 3). Обо всех местах скопления бродячих собак информация направлена главам органов местного самоуправления для принятия мер и отлова».
На мой взгляд, это прекрасная иллюстрация к тому, как работают новые «собачьи законы» на Камчатке, предписывающие сокращать число бродячих собак исключительно за счёт их стерилизации. После этой процедуры животных гуманно отпускают обратно на улицы. Исключение составляют только проявившие агрессию особи, которым положено доживать свой век в приютах. Все остальные почему-то считаются безопасными. К ним регулярно прибиваются выброшенные на улицы бывшие домашние питомцы. Как видно из полицейской статистики, стерилизация собак проблемы не решила, тем более не стала панацеей от агрессивности уличных псов.
Даже если женщина и ребёнок в Рыбачьем на этот раз отделались испугом, по большому счёту это ничего не меняет. Новое нападение на людей и новые жертвы собачьих зубов – вопрос времени, и только.
Дорогая сердцу местных законотворцев картинка, как уличные чипированные пёсики разом перестают кусаться и чинно гуляют, вежливо виляя хвостами, не сложилась. Пустым звуком остались и громкие слова бывшей главной собачницы Камчатки Оксаны Герасимовой, возглавлявшей природоохранный комитет Законодательного Собрания Камчатского края (сейчас она трудится вице-губернатором в краевом правительстве), что бездомных собак у нас «стало меньше». Помнится, она делала свой вывод, исходя из того, что бродячих псов стали меньше отлавливать. «Причина – стерилизация, которая естественным путём препятствует росту их численности. Именно эту цель мы ставили, принимая законы о регулировании обращения с бездомными животными», – рассуждала она. Простая мысль, что собак стали ловить хуже, почему-то не пришла ей в голову. Да и кто считал, сколько бездомных псов ходит по улицам?
К слову, так же «хорошо» работают поправки в региональном законодательстве и в отношении домашних собак. Под страхом штрафов их запретили выгуливать без поводка и намордника, отпускать на прогулку одних.
1 июня этого года в Петропавловске-Камчатском в полицию обратилась женщина, сообщившая о нападении стаффордского терьера на её шпица. Здоровенный стаффорд отделал собачонку так, что ту пришлось нести к ветеринарам. Напавший пёс был без поводка и намордника. Хозяин его в момент нападения гулял неподалёку. Оттащить свою разъярённую собаку он не спешил.
«В действиях владельца стаффордширского терьера усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.52 Кодекса РФ об административных правонарушениях (несоблюдение требований к содержанию животных). Собранные полицейскими материалы направлены по подведомственности для принятия решения в установленном законом порядке», – сообщили в полиции. Хозяин стаффорда, судя по его поведению, о таких требованиях и не знал. А может, просто плевать на них хотел. Нам ещё повезло, что его мощный «домашний питомец» не напал на человека, а такое уже бывало в прошлом году.
Оксана Герасимова, принимая местный «собачий» закон, не учла ещё и то, что полиция не спешит выезжать на вызовы граждан, если те видят собаку, гуляющую без поводка, намордника или без хозяина. Мне трудно даже представить, что полиция отреагирует на такой вызов.
Возвращаясь к нападению стаи бездомных собак на женщину и ребёнка в Вилючинске, замечу, что глава этого славного города Игорь Головчак оказался человеком слова. Сказал, что незамедлительно примет «меры реагирования», и принял! Уже 27 июня он отчитался населению, что поймали одну собаку. Видимо, понимая, что сообщение выглядит не слишком внушительно, он дописал: «Оперативная бригада продолжает вести поиск и отлов этой стаи агрессивных собак». Больше по этой теме информации от Головчака не поступало. Наверное, «оперативная бригада» в поисках до сих пор.
По всему видно, что принятый в 2022 году закон «Об отдельных вопросах в области обращения с животными в Камчатском крае» не работает. В настоящее время регионы имеют право сами решать, усыплять бродячих животных или нет. По глубокому убеждению нашей газеты, о чём «Вести» говорили не раз, пока на Камчатке не узаконят такое разрешение, обезопасить камчатцев от нападения бродячих собак не удастся.
Наталья МАКСИМИШИНА