Сначала предлагаю неглубоко погрузиться в историю проблемы.
На холодной Камчатке вопрос: «Что делать с конфискованными морепродуктами?» – не остывал ни на один день. После того, как Правительство России в середине 90-х годов приняло решение продавать конфискат на аукционах, в рыбный бизнес потянулась вся тусовка, оставшаяся за бортом после первого рыбного передела.
Разумеется, рыбы, как и счастья, на всех не хватало, поэтому участникам, толпящимся у черного входа большой рыбалки, пришлось изрядно поработать локтями. В 1998 году государство решило взять под свой контроль продажу конфискованных морепродуктов, а также рыбопромысловых судов. Деньги, вырученные от конфиската, впечатляли своим количеством, и, казалось, чего проще – бери и грамотно распоряжайся ими. Вот тогда был создан Федеральный долговой центр (ФДЦ), просуществовавший до 2002 года.
Одна из основных ролей в этой игре отводилась пограничникам. Они арестовывали суда и лоббировали интересы некоторых реализаторов конфискованного имущества. Речь шла о сотне миллионов долларов США в год. При смене федеральных элит поменялась и схема реализации конфиската: наступил новый передел «рыбного пирога». ФДЦ был упразднен, и на сцене появился новый игрок – специализированное государственное учреждение при Правительстве РФ – Российский Фонд Федерального имущества. Отныне он организовывал реализацию конфискованных морепродуктов, рыбопромысловых судов и оборудования. За шесть лет работы РФФИ сотрясало от скандалов, связанных со злоупотреблениями и коррупцией. И то верно, РФФИ умудрился продавать рыболовецкие среднетоннажные суда по стоимости подержанного джипа, а сотни тонн товарного краба по цене второсортной селедки.
Разница в ценах, как водится, оседала в карманах заинтересованных лиц. Государству при таком раскладе доставались копейки. Тогда для борьбы с коррупцией было принято решение запретить РФФИ реализовывать некоторые валютные виды морепродуктов. Их следовало уничтожать. В конце концов, сам РФФИ упразднили, а его функции передали Федеральному агентству по управлению государственным имуществом. Казалось, желанная победа над коррупцией достигнута, теперь «деньги» будут сжигать, а не делить между «добытчиками». Но все оказалось не так просто.
Теперь началась борьба за возможность хранить арестованную продукцию. Государство, в лице территориального управления Росимущества по Камчатскому краю, проводит открытые аукционы на хранение конфиската. Главным критерием победы на подобных мероприятиях является цена, которое государство платит за аренду складских и морозильных мощностей. Любая фирма, желающая участвовать в святом деле хранения добытых неправедным путем морепродуктов, может себе это позволить. Главное – иметь соответствующие связи. Вот так, нежданно-негаданно на Камчатке появилась некое ООО «Галатея-Хабаровск» (Галатея в древнегреческой мифологии это морская нимфа. Олицетворение спокойного моря. Из ревности циклоп Полифем убил ее возлюбленного Акида, сына лесного бога Пана). Забегая вперед, скажу, причудливые извивы фантазии хабаровских сухопутных учредителей ввергли ООО «Галатея» в новые нелегкие испытания. Опустив цену хранения конфиската меньше минимального предела, «Галатея» получает возможность хранить желанную продукцию. Территориальное управление Росимущства по Камчатскому краю не смутило обстоятельство, что у «Галатеи» за душой, кроме печати и захудалой арендованной комнаты под офис, ничего не было, что цену за хранение директор «морской нимфы» опустил ниже минимума, т.е. по сути дела согласился хранить продукцию себе в убыток. Кроме того, у него не было своих складских помещений, транспорта, перегрузочного оборудования и т.п. Но для камчатского Росимущества это показалось несущественным обстоятельством. Кто-то скажет: «преступный сговор», «коррупция», мы назовем это лишь странным или нелепым решением со стороны госучреждения.
Итак, ООО «Галатея – Хабаровск», во главе с директором Коневым, после победы на конкурсе, заключило договоры на хранение арестованной и конфискованной морепродукции с УВД Камчатского края, пограничниками, Россельхознадзором и самим камчатским Росимуществом.
Первая ласточка не заставила себя долго ждать. В сентябре 2009 года УВД Камчатского края изъяло у ООО РК «Крутогоровское» 760 тонн первосортной незаконно добытой рыбопродукции, в том числе 100 тонн красной икры на сумму два миллиона долларов США. Было возбуждено уголовное дело. Следователь принимает странное, если не сказать крепче, решение о транспортировке конфиската с Камчатки в порт Ванино (Хабаровский край). А почему сразу не в Москву?
Замечу, что все расходы на переезд конфискованной икры и рыбы оплатило государство. По дороге в порт Ванино загадочным образом исчезает икра. По одной из версий, ее утопили как испорченную. За транспортировку и дальнейшее хранение ценного камчатского груза отвечала «Галатея». После «икорного» чуда, последовало «рыбное». Следователь принимает ни с того ни с сего противозаконное (!) решение о продаже конфиската, который, согласно постановлению правительства № 337, должен быть уничтожен путем сжигания.
Рыбопродукцию продали по цене в десять раз меньше (!) рыночной. Продажей занималось ООО «Галатея-Хабаровск». Не будем рассуждать, по каким карманам разошлись неофициальные, теневые деньги, если они конечно, были. Снова кто-то назовет эту сделку по продаже «сговором со следствием», «злоупотреблением», «коррупцией». Мы же всему дадим иное определение – абсурдная целесообразность, мотивируемая глупость или вульгарный идиотизм. Иначе следователь давно пошел бы по этапу вместе с директором «Галатеи» Владиславом Коневым.
Сразу после похода в Ванинский порт господин Конев обзавелся новым офисом и шикарным «Лэнд-Крузером». Кто-то скажет «нагрел руки», мы скажем – совпадение. Начальник территориального управления Росимущества по Камчатскому краю господин Фоменко не обратил внимания на полную загадок «галатеевскую» историю с арестованной икрой и рыбой. ООО «Галатея-Хабаровск» продолжает спокойно хранить арестованную морепродукцию на морозильных площадях, арендованных у ООО «Народы Севера».
Наконец сотрудники УВД по Камчатскому краю при проверке арестованной и конфискованной продукции, хранящейся на складах, арендованных «Галатеей», обнаружили пропажу почти 20 тонн сыромороженного камчатского краба на сумму свыше 5 миллионов рублей. По факту пропажи уголовное дело заводить не стали, и даже не отправили на склад ревизию для точного установления общего объема продукции, хранящейся в холодильнике, а также ее надлежащего учета. Кто-то скажет про директора ООО «Галатея-Хабаровск» Владислава Конева «поделился», нам же видится другое. Ему снова повезло, причем дважды. Все силовые ведомства, сдающие на хранение Владиславу Коневу дары камчатских морей и рек, словно оглохли и ослепли одновременно. Почему-то ни у кого из них не шевельнулась мысль о проверке целостности арестованной ими продукции. Может, все происходит по молчаливому сговору?
Допустим такую ситуацию. Господину Коневу пограничники отдали на хранение 100 кг арестованной икры. В это же время у него хранится еще 200 кг икры, переданной ему милиционерами. Еще 500 кг икры лежит от Россельхознадзора. Означает ли сия счастливая данность, что Владислав Конев способен спокойно продать 200 кг икры? Разумеется, означает. С одной стороны – он всегда может при проверке перекрыть недостачу, припав к хранящимся здесь же однородным биоресурсам другого ведомства. Комплексной, одновременной проверки все равно никто не проводит. С другой стороны – можно купить 200 кг бросовой икры за цену в четыре раза дешевле (ее все равно будут уничтожать) и положить вместо похищенной, более высокого качества.
Если выстроить подобную систему хищения, легко можно перекрыть все издержки, связанные с хранением, сбивать цены на аукционах, понижать рыночную цену на рыбопродукцию в целом (при условии хищения больших объемов продукции). «Галатее» осталось только влезть в процесс уничтожения конфиската. Что господин Конев и пытался сделать в конце 2009 года. Он учредил в Хабаровске очередное ООО «Далькоксохим» и выиграл аукцион на уничтожение 250 тонн крабов на сумму в 36 миллионов рублей! Руководство камчатского территориального управления Росимущества незаконно отстранило остальных участников этого аукциона, обеспечив победу хабаровскому «Далькокосохиму», т.е. Владиславу Коневу. И лишь вмешательство Федеральной антимонопольной службы позволило восторжествовать закону. Так случилось, что господин Фоменко возглавил камчатское Росимущество, как раз накануне выигранного господином Коневым аукциона. Может читатель подумает, что эти два господина вступили в преступный сговор? Нет, простое совпадение. Не более того.
Получись все хорошо с тем аукционом, было бы значительно легче списывать недостачи, таская камчатский конфискат за тридевять земель, в порт Ванино. В море всякое может случиться – пираты отберут нажитое непосильным трудом, рефмашина выйдет из строя – и все многодолларовое содержимое трюмов придется майнать за борт. На то и Галатея – морская нимфа, специалист по морской пучине, чтобы знать, как спрятать концы в воду. Коррупция побеждена?
Вячеслав СКАЛАЦКИЙ.