День 27 августа этого года побаловал камчатцев необыкновенной жарой, до плюс 30 градусов по Цельсию, и полным безветрием. Солнце щедро проливало свет на неизбалованное теплом население краевого центра. Именно в этот день состоялось судьбоносное заседание Петропавловск-Камчатской городской территориальной избирательной комиссии для местной достопримечательности – Андрея Ашотовича Саркисяна. В помещении, где проходило заседание, было жарко и душно, на окнах не было штор, и солнце слепило глаза участникам отнюдь нерядового события. Члены комиссии, включая полицейского и вашего покорного слугу, стойко переносили все тяготы и лишения, связанные с аномальной для Камчатки жарой, чего нельзя было сказать о присутствующем на заседании господине Саркисяне.
Бывший капитан ФСБ очумелый навальновец вел себя так, будто получил солнечный удар. Он появился в помещении за пять минут до начала заседания и затянул знакомые мантры по поводу того, что против него идут все темные силы, а значит он победит. Его тщедушное тело маячило в дверном проеме рядом со столом, за которым скучал полицейский. Хранителя правопорядка пригласила присутствовать на заседании председатель городской территориальной избирательной комиссии Ольга Трохинина. Эта предосторожность была совсем нелишней, принимая во внимание прежние скандалы, которые закатывал горячий кавказский парень Саркисян и его сторонники в помещениях избирательной комиссии. Но в этот раз господин Саркисян вел себя, как клоун на арене, которому некому аплодировать. Его сторонники навальновцы и кандидаты от КПРФ Александра Новикова и Александр Зайцев, обещавшие появиться на заседании комиссии и поддержать его, так и не пришли. Не прибыли туда и представитель политической партии «Новые люди» Камалутдин Абдурахманов, много и бестолково крикливый второй секретарь Камчатского отделения КПРФ Валерий Быков и его молчаливое приложение первый секретарь КО КПРФ Роман Литвинов. Без объяснения причин на заседание комиссии не явились ее члены: эсерка Елена Ковыршина и член КПРФ Юрий Иващенко. Все они собирались поддержать жертву собственных гипертрофированных амбиций, обжигающего тщеславия и клинической самоуверенности Андрея Саркисяна.
Особенно глубоко ранило обескураженного оппозиционера «предательство» двух его друзей – Шуры Новиковой и Шуры Зайцева. Он так на них рассчитывал! Александру и Александра как людей, находящихся в постоянном поиске ускользающей политической целесообразности, понять можно. Господина Саркисяна, их друга-единомышленника, всё чаще заносит на политических поворотах, и создается впечатление, что без вмешательства специалиста по психическим расстройствам личности не обойтись. Подобные отклонения в психике считаются незаразными, но, видимо, госпожа Новикова и господин Зайцев не вполне в этом уверены. На то есть причины. Хорошо, что у этих засланцев от КПРФ с навальновским набором хлама в голове все-таки сработал инстинкт самосохранения. Плохо другое: Шуры не понимают, что ни при каких условиях нельзя отказывать друзьям в поддержке. Конечно, им надо было прийти и хотя бы, как говориться, «поторговать лицом». Пришлось мне взять на себя функцию утешителя и предложить Саркисяну присесть на стул рядом, а не болтаться в проеме двери, так как это плохая примета. Чтобы максимально смягчить свой тембр голоса, я обратился к нему с проникновенными словами: «Родной, иди сюда». Андрей Ашотович ответил категорическим отказом. Заподозрив, что одинокий оппозиционер может испытывать неконтролируемое волнение, я заверил его о своих дружелюбных намерениях и пообещал не применять физическую силу. Мое обещание произвело на него магическое действие: он встрепенулся и начал тормошить полицейского, одновременно выражая свою готовность к активному сопротивлению. Так и хотелось произнести великое: «Моряк ребенка не обидит», но я не стал усугублять ситуацию, видя нервное состояние пациента.
Когда началось заседание, и было оглашено постановление Петропавловск-Камчатской городской территориальной избирательной комиссии «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва Саркисяна Андрея Ашотовича» виновника «торжества» прорвало. Чуть позже мы вернемся к его очень продолжительной речи, а пока приведу выдержку из текста вышеназванного постановления:
«… 23 июля 2021 года кандидатом Саркисяном А. А. представлены все необходимые для регистрации документы, в том числе подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва в количестве 532 (пятьсот тридцать две) подписей.
По результатам проверки подписей Петропавловск-Камчатской городской территориальной избирательной комиссии, осуществляющей полномочия Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 2, принято Постановление от 1 августа 2021 года № 21/141 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва Саркисяна Андрея Ашотовича».
Однако, в соответствии с апелляционным определением Судебной коллегии 20 августа 2021 года по делу № 66а-1019/2021 Постановление Петропавловск-Камчатской городской территориальной избирательной комиссии, осуществляющей полномочия Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 2, от 1 августа 2021 года № 21/141 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва Саркисяна Андрея Ашотовича» признано незаконным и отменено. На Петропавловск-Камчатскую городскую территориальную избирательную комиссию, осуществлявшую полномочия Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 2 по выборам депутатов Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва, возложена обязанность разрешить вопрос о регистрации кандидата Саркисяна А. А. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 2 после повторной проверки подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения Саркисяна А. А.
Вышеуказанное решение суда было обусловлено установлением в судебном процессе единственного факта нарушения, а именно процедуры выборки подписей, утвержденной Постановлением Избирательной комиссии Камчатского края от 17 июня 2021 года № 135/807.
21 августа 2021 года Рабочей группой по проверке подписей в присутствии Саркисяна А. А. произведена выборка подписей избирателей в строгом соответствии с Постановлением Избирательной комиссии Камчатского края от 17 июня 2021 года № 135/807. Согласно протоколу проведения случайной выборки от 21 августа 2021 года к проверке подписей были выбраны папки № 3, 8, 10, 5, 9, 6, 2, 4. По окончании процедуры выборки в присутствии Саркисяна А. А. была произведена проверка 370 подписей избирателей, т.е. того количества, которое установлено Постановлением Избирательной комиссии Камчатского края от 24 июня 2021 года № 138/859.
Проверка проводилась Рабочей группой, а также с использованием системы ГАС «Выборы» и привлечением специалиста-эксперта.
Привлеченным к проверке подписных листов экспертом недостоверных и/или недействительных подписей не выявлено.
По результатам проведенной рабочей группой проверки подписных листов, а также на основании официальной справки Управления по вопросам миграции УМВД России по Камчатскому краю от 23 августа 2021 года № 8/60-7807 недействительными признаны 103 подписи избирателей, что составляет 27% от необходимого количества подписей, подлежавших проверке.
Вместе с тем следует отметить, что в ведомости по проверке подписей в папке № 10 допущена опечатка, так как в последней строке дважды указан подписной лист № 17 с подписью в строке № 1, код нарушения 37. Таким образом, общее количество подписей по коду № 37 в папке № 10 следует считать не 5 (пять), а 4 (четыре). В итоговом протоколе, также допущена опечатка в графе количества подписей по коду 45, так как количество подписей по коду 45 следует считать не 3 (три), а 2 (две), которые выявлены в папках № 10 и № 2.
Таким образом, недействительными подлежат признанию 101 подпись избирателей, что составляет 27% от необходимого количества подписей, подлежавших проверке».
По злой иронии судьбы при повторной проверке недействительных подписей оказалось больше на 10%. В первый раз было признано недействительными 64 подписи, что составило 17% от общего количества подписей, отобранных для проверки. Во второй раз 101 подпись признана недействительной, т.е. 27% от проверенных подписей. По закону объем брака не должен превышать пяти процентов. Когда господин Саркисян, присутствующий на проверке подписей, увидел этот результат, с ним случилась истерика. Он потребовал учитывать результаты только первого постановления.
И еще, если не считать недействительными 59 подписей избирателей, где не указан полный адрес местожительства (край, город), как того требует Андрей Ашотович, то забракованными остается 42 подписи (11,89%). Поэтому, как ни крути, наше политчудо выпадает из кандидатской обоймы.
Под занавес коснемся выступления господина Саркисяна на заседании Петропавловск-Камчатской городской территориальной избирательной комиссии. Он долго не мог сформулировать свои претензии и в конце концов обвинил рабочую группу и председателя избирательной комиссии в том, что они умышленно испортили ему подписные листы (раньше он таких обвинений не выдвигал). В ответ члены комиссии не удержались от смеха. Наверное, перевозбужденный и перегретый оппозиционер, лучший друг двух Шур забыл, что лично присутствовал при проверке подписей избирателей.
На сегодняшний день пока известно, что Андрей Саркисян будет обращаться с жалобой в Верховный суд Российской Федерации и затем в Европейский суд по правам человека.
Напомню нашим читателям, что в прошлом году, когда члена КПРФ Валерия Быкова не зарегистрировали кандидатом на выборах губернатора Камчатского края, он тоже обещал дойти до Европейского суда по правам человека, но обещание не сдержал. Да разве он один раздавал сгоряча пустые обещания.
В то быстротечное предвыборное время главный эсер Камчатского края Дмитрий Бобровских пообещал победить в губернаторской гонке. Со словами: «Наше дело правое, победа будет за нами!», ему удалось набрать 5,84 процента голосов избирателей. Этот показатель в 13,5 раз меньше, чем у победившего кандидата. Предвыборная горячка довела эсера Бобровских до критического ошаления. Перед днем голосования он даже начал раздавать должности в Правительстве Камчатского края.
На этих выборах господин Бобровских также щедро сыплет обещаниями. Например, он пообещал эсерке Елене Бештеревой, что она победит в избирательном округе № 3. По версии нашей газеты, госпожа Бештерева не сможет набрать больше шести процентов голосов избирателей. Еще нам стало известно, что у Елены Викторовны возникли неувязки с агитаторами. Возможно, это связанно с тем, что она не оплатила их услуги? Если это так, то у Елены Викторовны действительно появились большие проблемы.
Похоже, череда августовских солнечных ударов обрушилась в основном на головы так называемых системных и несистемных оппозиционеров. В начале прошлой недели эсер Дмитрий Бобровских заявил, что я боюсь членов его комичной партии. Наверное, ему, как и господину Саркисяну тоже, следует пройти курс интенсивной психотерапии.
Меня давно уже тревожит душевное состояние камчатских оппозиционеров. Они кочуют из одной партии в другую, легко меняют свои взгляды, убеждения, требуют свободы слова, при этом отчаянно ругая исполнительную власть, включая Президента Российской Федерации (какую еще свободу слова им нужно?). Патриотизм они называют дуростью, предательство – расчетливостью. Я уже много раз говорил, что исполнительной власти на Камчатке повезло с нашей убогой оппозицией. Видать, других не рождает суровая камчатская земля.
Может, оппозиционеров плохо удобряют, поэтому, вырастая, их сознание искривляется как камчатская береза? Одним словом, путь их лежит во мраке, и некому чиркнуть спичкой.
Вячеслав СКАЛАЦКИЙ