ЭКСКАВАТОР-ТЕРРОРИСТ

ekskavator-u_web

В конце каждого года «Вести» традиционно подводят итоги по различным номинациям. В этом году среди них появилась еще одна – «авария года». Речь идет о повреждении волоконно-оптической линии связи (ВОЛС), из-за которого Камчатка, а вместе с нею Чукотка и Северо-Курильск остались без интернета и телефонной связи на 14 часов.

Беда пришла из Усть-Большерецкого района 15 ноября в семь часов вечера. Кабель порвали на расстоянии 22 км от поселка Дальний в сторону Усть-Большерецка. Место расположения разрыва удалось определить лишь к полуночи. Восстановили ВОЛС в девять часов утра 16 ноября.

Всё, что происходило в этот промежуток времени, напоминало возвращение в каменный век: перестали работать банкоматы, терминалы для оплаты, приложения банков и служб такси, в авиа- и железнодорожных кассах перестали выдавать билеты, почти полностью отключилась сотовая связь, с трудом можно было отправить смс-сообщения.

Авария повлияла на все сферы жизни региона, которые зависят от доступа в Интернет. Была парализована деятельность в частных и государственных учреждениях, в магазинах принимали только наличные, причем кое-где не брали даже их, поскольку системы учета товарооборота тоже «завязаны» на Интернет, и некоторые продавцы не решились перейти в ручной режим.

«Удалось быстро найти экскаватор, которым был поврежден кабель, по нему определить собственника, найти этого владельца, с его помощью найти конкретное место порыва», – оповестил на следующий день народ губернатор Камчатского края Владимир Солодов. Он сделал вывод, что «авария 15 ноября показала, как Камчатка уязвима с точки зрения нарушения работы линии связи», а также заявил, что «Чукотке и Камчатке необходима резервная линия, которая могла бы идти от Магадана к Палане, закольцовывая ПВОЛС».

За последние шесть лет Камчатка в третий раз переживает подобные катаклизмы. Первый раз полуостров остался без Интернета 17 апреля 2017 года. Магистральный кабель был поврежден на участке между поселками Селихино и Ягодный Комсомольского района Хабаровского края. Жители Камчатки, зависящие от этой линии связи, почти на десять часов остались без Интернета со всеми вытекающими отсюда последствиями. По версии ПАО «Ростелеком» обрыв произошел «в глухой тайге». У «Вестей» это официальное заявление вызвало большие сомнения, и вот почему. Чтобы повредить магистральный оптововолоконный кабель, надо сильно постараться. Он имеет многопрофильную защиту и к тому же находится на глубине почти полутора метров под землей. Место, где проложен кабель, представляет собой искусственно созданную просеку с обозначениями места закладки кабеля. Это чудо современного мира не одолеть ни одному животному в «глухой тайге». Только человеку на тяжелой технике под силу приехать туда и перерубить жизненно важную для трех регионов нить. И хотя внятных объяснений случившемуся от пресс-службы ПАО «Ростелеком» так и не последовало, стало ясно: если произошел этот обрыв, значит, мы не застрахованы от другого. Наступление новой аварии – вопрос времени. А значит, необходимо создать резервную линию связи. Наша газета доказала и опубликовала свою точку зрения («В» Редакторская колонка от 19.04.2017 года). Но то, что было очевидно для редакции, почему-то не было очевидным для властей региона.

Новый «конец света» наступил 31 мая 2021 года. На этот раз обрыв ВОЛС случился в Усть-Большерецком районе, который, похоже, стал самым уязвимым местом Камчатки. Обрыв волоконно-оптической связи случился между селами Кавалерское и Усть-Большерецк. На устранение аварии понадобилось почти десять часов. Тогда, помнится, губернатор Камчатки Владимир Солодов поручил правительству края разработать «комплекс мер» по сохранению всех видов связи на полуострове при обрыве оптоволоконной линии. «Можно констатировать, что у нас малая готовность и низкая оперативность провайдеров сотовых операторов в задействовании резервных источников доступа к сети Интернет», – сказал губернатор. Он отметил, что полностью предупредить возникновение таких ситуаций невозможно, но необходимо «обеспечить большую оперативность и темпы локализации последствий». Министр цифрового развития края Николай Киселев отрапортовал, что ведомство «сделало соответствующие выводы».

Когда 15 ноября текущего года всё в том же Усть-Большерецком районе бравый экскаваторщик, чье имя осталось неизвестным, одним махом перерезал ВОЛС, стало ясно, что «соответствующих выводов» сделано не было. Работа жизненно важных учреждений в трех регионах оказалась парализована более чем на половину суток. Вот как охарактеризовал время, проведенное без Интернета, руководитель администрации губернатора Камчатского края Сергей Меркулов, выступая на «Радио-Камчатка»: «Тревожно потому, что, учитывая работу, которой занимаюсь, остаться на несколько часов без связи, ну это довольно критично и в целом для всей системы, и для меня лично как руководителя».

«Довольно критично» – самая мягкая оценка произошедшему из всех возможных. И еще хорошо, что обрыв произошел по чьей-то дурости. А если бы экономике Камчатки захотели нанести ущерб злоумышленники и перерубили кабель сразу в нескольких местах? Сколько времени тогда понадобилось бы на устранение аварии? И что делать в такой ситуации? Рекомендовать населению держать часть денег не на пластиковых картах, а наличными? Или установить в квартирах стационарные телефоны, а на улицах телефонные будки с антивандальными устройствами? Ну что еще можно предпринять в случае, когда наши управленцы в третий раз наступают на одни и те же грабли?

Как известно, на ошибках учатся. Но когда такие ошибки совершает губернатор, они обходятся слишком дорого.

К сожалению, как уже говорили «Вести», ВОЛС – не единственная важная артерия жизнеобеспечения жителей края. В качестве примера наша редакция приводила Авачинский водовод, который обеспечивает водой более 70 процентов населения края. Альтернативного источника снабжения водой у нас нет. Есть только Быстринское подземное природное водохранилище, но туда водовод не проложен.

Как можно строить планы на будущее и говорить об устойчивом развитии региона, имеющем столь хрупкую инфраструктуру? И задается ли кто-либо из руководителей региона таким вопросом?

Справка «Вестей»

«Ростелеком» завершил строительство подводной волоконно-оптической линии связи (ПВОЛС) Сахалин – Магадан – Камчатка в сентябре 2016 года. До этого магистральный Интернет работал в регионах только через спутник.

Первую линию подводной волоконно-оптической линии связи проложили по дну Охотского моря: от населенного пункта Оха на Сахалине до поселка Ола Магаданской области и оттуда до Магадана. Вторая линия прошла от Охи до Усть-Большерецка, далее по земле в Петропавловск-Камчатский.

Общая протяженность линии связи – около 1 700 км. Максимальная пропускная способность ВОЛС – до 8 Тбит/с. Стоимость прокладки канала связи составила около 5 млрд рублей с учетом модернизации наземной инфраструктуры в Магаданской области и Камчатском крае.

Наталья МАКСИМИШИНА