Очередное сокрушительное поражение в зале суда потерпело петропавловское Муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства и ремонта» (МКУ «УКСиР»). Во вторник, 12 марта. Пятый арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение камчатского арбитража, в соответствии с которым УКСиР должно выплатить одному из своих бывших подрядчиков – ООО «Альтир» – более десяти с половиной миллионов рублей основного долга и процентов по нему.
Это деньги за работы, выполненные в рамках двух муниципальных контрактов на строительство магистрали общегородского значения от поста ГАИ до улицы Академика Королева с развязкой в микрорайоне Северо-Восток и автодороги по улице Ларина с устройством транспортной развязки с водопропускными сооружениями до конца жилой застройки. В результате завершившихся накануне слушаний суд отклонил очередную жалобу, поданную уже новой командой уксирных юристов, пришедших на смену уволенной недавно с поста начальника юридического отдела управления Ирине Дрожалиной.
О том, как правоохранительные органы полуострова тщетно пытаются найти хоть какой-нибудь компромат на предпринимателя, являвшегося до недавнего времени одним из крупнейших подрядчиков УКСиР, «Вести» подробно рассказывали 11 апреля 2018 года в материале «Разорить и посадить». Эту статью и сейчас можно отыскать в Интернете на нашем сайте www.kamvesti.com. Речь в ней шла о том, как, провалив строительство 460-метрового участка новой дорожной развязки в микрорайоне Северо-Восток и затем проиграв строителям несколько судебных процессов, УКСиР любыми средствами пытается уйти от выплат по искам.
О том, как и почему реализация обоих амбициозных проектов по развитию городской инфраструктуры была сорвана, «Вести» также писали уже не раз. Вкратце напомним эту историю нашим читателям. Заказчиком строительства официально являлось УКСиР в лице его тогдашнего руководителя Александра Иванова. За разработку технической документации непосредственно отвечал бывший начальник отдела дорожного строительства Анатолий Родомакин. Отвечал, видимо, плохо. Ошибок, в том числе грубых, в проекте было столько, что подрядчику оставалось только хвататься за голову.
Подписав муниципальные контракты с УКСиР и получив на руки проект, подрядчики из ООО «Альтир» столкнулись с тем, что заказчик вообще не готов к началу строительства обоих объектов. В частности, выяснилось, что к моменту заключения договоров управление капстроительства даже не озаботилось тем, чтобы оформить права на земельные участки, по которым должны были проходить будущие трассы. В результате четыре месяца никаких работ там вообще нельзя было начинать. Разрешение удалось получить только через полгода после подписания договоров.
После этого на участках будущих магистралей на Северо-Востоке подрядчики обнаружили залегание непригодных грунтов. Если использовать такой грунт для насыпи и дорожного основания, то в скором времени следует ожидать оползней, после чего дорога будет полностью разрушена. Строить ее придется заново.
Согласно подготовленной в УКСиР технической документации, грунт вполне годился для дорог. На этом настаивал и господин Родомакин. Между заказчиком и подрядчиком началась длительная переписка, где каждый пытался доказать свою точку зрения. ООО «Альтир» за свой счет провело геологическую экспертизу физико-механических свойств грунта с бурением скважин. Этим занимались специалисты ОАО «Камчатский трест инженерно-технических изысканий» (КамчатТИСИЗ), которые и составили акт о том, что грунт никудышный. В свою очередь УКСиР прислал подрядчику акт визуального осмотра грунта. Больше ничего.
Негодный грунт можно было и заменить. Завезти то, что надо, например, с карьера на Петровской сопке. Это не стоило бы особого труда, но стоило бы серьезных денег. Впрочем, данные затраты составили бы не более 10 процентов от общей стоимости объектов, так что могли быть возмещены за счет УКСиР на законных основаниях. Но в управлении капстроительства упрямо стояли на своем: строить следует из того, что есть. В результате ООО «Альтир» все-таки за свой счет заменило грунт, затратив на это около восьми миллионов рублей, и начало земляные работы. Но оплачивать их УКСиР не стал.
Анатолий Родомакин публично заявил: «Несмотря на то, что контракт был обеспечен финансированием, компания-подрядчик допустила существенное отставание от графика. Начатые весной 2014 года работы по строительству двух участков будущей развязки не окончены до сих пор, хотя сроки их сдачи давно прошли. В настоящее время мы начали подготовку аукциона по поиску нового подрядчика».
В результате прежние подрядчики обратились в суд. Тяжба, продолжавшаяся с перерывами около двух лет, завершилась полной победой ООО «Альтир». Правота дорожно-строительной фирмы была признана судами всех инстанций, вплоть до Верховного. Однако нынешнее руководство УКСиР выполнять судебные решения категорически не желает. Чтобы максимально оттянуть час расплаты, там даже не брезгуют использовать административные рычаги и ложные доносы.
В частности, в суде первой инстанции по делу о выемке грунтов ответчики из управления капстроительства, не имея никаких шансов на то, чтобы на законных основаниях опровергнуть представленные истцом доказательства, ни с того ни с сего вдруг заявили, что документы о выемке грунта фальсифицированы. Также адвокаты УКСиР настаивали на том, что правовая позиция подрядчика якобы основана на заключении эксперта, которое проведено по поддельным документам. Более того, представители УКСиР оспаривали даже сам факт проведения истцом работ по выемке и отсыпке грунта, зафиксированный в актах и исполнительных схемах.
Большего абсурда трудно себе представить. Интересно, понимали ли сами представители ответчика, что своей позицией выставляют себя в глупом виде, прежде всего в глазах собственных коллег из юридического сообщества? Так или иначе, апелляционный суд во Владивостоке фактически подтвердил, что ответчик лишь все новыми и новыми возражениями, заявлениями и ходатайствами безуспешно пытается преодолеть вступившие в законную силу судебные акты.
Более того, руководителя ООО «Альтир» Андрея Мамеева уксирное начальство попыталось упечь за решетку. Дескать, он попытался предъявить к оплате поддельные акты о выполненных работах. На допросе господин Родомакин утверждал: «В ходе изучения исполнительной документации у меня возникли сомнения в объемах и качестве выполненных подрядчиком работ на объекте. Я обратил внимание, что часть документации носит фиктивный характер».
Столь серьезные обвинения, связанные с многомиллионными расходами из бюджета краевой столицы, привели к возбуждению уголовного дела по статье 327 УК РФ (подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков). Она предусматривает наказание в виде ограничения свободы на срок до двух лет, либо принудительных работ на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. Но следователь Сергей Нугаев, тщательно изучив все обстоятельства дела, производство по нему прекратил.
Наши читатели могут подумать, что Анатолий Родомакин откровенно лгал на допросе в полиции. Но редакция «Вестей» за мысли своих читателей ответственности не несет. Почему чиновник не ответил за дачу заведомо ложных показаний? На наш взгляд, это произошло, поскольку он старался скрыть таким образом свой собственный непрофессионализм.
Уксирные юристы даже не пытались оспаривать тот факт, что выполнение части дополнительных работ было вызвано ошибками проектирования, и неучтенные работы, которые выявились в ходе производства работ, были необходимы для сдачи объекта в эксплуатацию. Совокупность названных критериев указывает на добросовестность действий подрядчика.
Проанализировав сведения, предоставленные сторонами, суд пришел к выводу, что по итогам работы подрядчика по контрактам до их расторжения имелась экономия денежных средств, а также остаток денежных средств по статье «накладные расходы» и по статье «непредвиденные расходы». Ответчик, который не мог не знать о содержании сводного сметного расчета, инициируя проведение дополнительных работ либо давая согласие на проведение таких работ, указывал, что они должны быть оплачены за счет экономии денежных средств и сметы на непредвиденные расходы. Но впоследствии управление капстроительства оплачивать работы… отказалось.
Такие действия ответчика, в соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса РФ, представляют собой злоупотребление правом. Первая часть данной статьи гласит: «Не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке».
Кроме этого, суд также принял во внимание, что истец во всех случаях согласовывал проведение работ с ответчиком либо выполнял указание последнего о выполнении работ. Из пояснений уксирных юристов следует, что планируется заключение контрактов на завершение работ по строительству автомобильных дорог. А это значит, что результат работ, выполненных ООО «Альтир», используется муниципальным заказчиком и имеет потребительскую ценность.
Исходя из всего этого, вначале суд первой инстанции, а затем Пятый апелляционный арбитражный суд, встали на сторону предпринимателей и обязали чиновников возместить убытки. Надо полагать, в данном процессе поставлена точка.
Напомним нашим читателям, что еще год назад – в марте прошлого года – генеральный директор строительной фирмы «Альтир» Андрей Мамеев официально был признан невиновным в подделке документов. Соответствующее решение вынес следователь следственной части следственного управления УМВД РФ по Камчатскому краю майор юстиции Сергей Нугаев. «В действиях по предоставлению исполнительной документации с признаками подделки отсутствует предмет преступления, предусмотренного первой частью статьи 327 Уголовного кодекса РФ в виде поддельного официального документа», – говорится в постановлении о прекращении уголовного дела. Иначе говоря, оснований для привлечения Андрея Мамеева к уголовной ответственности не нашлось.
Видно, что-то в УКСиР не так, если во всех провалах последнего времени там обвиняют исключительно исполнителей работ. Но если кто-то и виноват в срыве графика дорожных работ, то это отнюдь не подрядчик, а само управление капстроительства. На самом деле прокладка двух дорог с транспортными развязками оказалось попросту невозможной из-за бездарно подготовленной заказчиком (то есть УКСиР) технической документации.
Петропавловское управление капитального строительства, по версии газеты, уже давно превратилось в некое сборище людей, отличающихся непрофессионализмом. Анатолий Родомакин, отвечавший в учреждении за дорожное строительство, допустил множество ошибок при подготовке проектов городских магистралей. Теперь уже бывшая руководитель договорно-правового отдела УКСиР Ирина Дрожалина проиграла едва ли не все судебные процессы, в которых принимала участие.
На смену ей пришли двое новых юристов – господа Токарев и Кренгель. И, похоже, превзошли свою «отмороженную» предшественницу. Если Ирина Дрожалина, по нашему мнению, пыталась ввести суд в заблуждение, смешивая бабскую дурь с галопирующими фантазиями, то два новых уксирных деятеля предоставляют суду лживые сведения с щенячьим восторгом, словно упиваясь собственным «тявканьем». Все их измышления тут же легко были опровергнуты в суде. Дадим хороший совет начинающим ретиво-бесшабашным юристам: не теряйте лицо. Если из вас заказчик делает дураков, то старайтесь хотя бы не усердствовать в получении этого «звания».
Ранее арбитражный суд Камчатского края поставил, наконец, точку в долгом споре между Муниципальным казенным учреждением «Управление капитального строительства и ремонта» (УКСиР) и компанией «КАМЭС-ОВК». Она являлась генеральным подрядчиком при строительстве канализационной насосной станции (КНС) в районе улицы Академика Курчатова в Петропавловске. Признано законным решение строителей об одностороннем разрыве муниципального контракта, принятое почти год назад. Причина отказа от выполнения работ – непрофессионально подготовленная проектно-сметная документация. И это был не единственный ляп, допущенный петропавловскими чиновниками от капстроительства.
В частности, в смете не была рассчитана стоимость грунта для засыпки насосной станции и ее решеток на 3,3 миллиона рублей. В документе ничего не было сказано о стоимости оборудования и работ по прокладке электрических сетей для энергоснабжения станции. Механизмы насосной группы, запорной арматуры, а также расходомеры КНС подрядчик, видимо, должен был устанавливать бесплатно, поскольку соответствующих статей расходов смета вовсе не предусматривала.
Подобных ошибок в проекте допущено много. Общая стоимость нигде и никем не учтенных затрат составила почти 16 миллионов рублей. Возможно, в сравнении с общей ценой контракта в размере 189 миллионов 827 тысяч 692 рубля «профессионалам» от капстроительства они показались не заслуживающими внимания мелочами. Но продолжать возведение КНС, которая должна обслуживать крупнейший спальный район краевого центра, без этих данных не взялся бы никто.
В июле 2008 года занимавший тогда пост Президента РФ Дмитрий Медведев подписал общенациональный план по борьбе с коррупцией и сделал несколько грозных внушений чиновникам и правоохранителям, одновременно обнадежив представителей малого и среднего бизнеса обещанием новых мер государственной поддержки и защиты. «Замучили проверки и всякого рода наезды по коммерческим наводкам. Вообще надо, чтобы и наши правоохранительные органы, и органы власти перестали кошмарить бизнес», – сказал Медведев на совещании в Смоленской области. Камчатская практика показывает, что главу государства в петропавловском муниципалитете не услышали.
Настоящий кошмар для предпринимателей начинается тогда, когда городская администрация категорически отказывается оплачивать подрядчикам уже выполненные работы по бюджетным контрактам и своими действиями доводит их до банкротства. Более того, с подачи администрации города на бизнесменов, которые начинают оспаривать решения городских властей, начинают возбуждаться уголовные дела. Впоследствии они разваливаются, но попортить нервы предпринимателям успевают. Так что слова нынешнего председателя российского правительства, произнесенные им еще 11 лет назад, так и остались гласом вопиющего в пустыне.
Дмитрий ЧЕРНОВ,
Вячеслав СКАЛАЦКИЙ