Набирает обороты скандал вокруг ситуации строительства рыбоходного канала на реке Кроноцкой в одноименном заповеднике. В прошедшее воскресенье так называемые представители несистемной оппозиции устроили на улицах Москвы акции протеста за сохранение Кроноцкого заповедника.
В социальных сетях и на сайте «Эхо Москвы» они подвергли, мягко говоря, резкой критике Глеба Франка, владельца «Русской рыбопромышленной компании», зятька российского олигарха Геннадия Тимченко и руководителя Федерального агентства по рыболовству Илью Шестакова.
Их обвиняют в том, что в угоду собственной наживе они готовы уничтожить Кроноцкий заповедник как объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Наша газета уже сообщала, что московский «золотой» мальчик Глеб Франк при молчаливом, но красноречивом одобрении Санкт-Петербургского «золотого» мальчика Ильи Шестакова решил построить обводной канал на реке Кроноцкой.
Цель этого строительства была проста, как вальковое весло – разводить в озере Кроноцком дикое стадо нерки, чтобы в дальнейшем ловить и продавать дорогостоящую рыбу и зарабатывать на этом баснословные деньги.
Прибыль, которую хотел выручить московский «золотой» мальчик, существовала лишь в его возбужденном уме. До барышей еще нужно было дожить, а вот уникальную экосистему озера Кроноцкое господин Франк-младший (есть еще и старший – руководитель Совкомфлота) угробил бы за считанные годы.
Камчатские СМИ – это практически все информационные агентства, телевидение, РЕН-ТВ, в том числе и наша газета – не обошли эту тему стороной. Владелец «Русской рыбопромышленной компании» даже сумел заработать приставку к своей фамилии: Франк-Кроноцкий.
Не думал не гадал младо-олигарх, что получит наотмашь по рафинированному лицу хвостом еще не пойманной нерки.
Ранее он засветился на ниве изменения исторического принципа распределения крабовых квот.
Напомню эту занимательную историю.
Вероятно, российский олигарх Геннадий Тимченко, попав под санкции, задался банальным вопросом, – куда вкладывать шальные деньги? После непродолжительных и, надеюсь, не мучительных сомнений, его осенило – в собственного зятька, то бишь Глеба Франка. Дело оставалось за малым: изменить федеральный закон, устанавливающий правила рыболовства, а точнее, изъять 50 процентов квот у добытчиков краба (а таковых по России набралось 12 компаний) и выставить их на аукцион, т. е. продать краба, который еще находится в воде.
Это приведет к разорению сразу нескольких из них и, соответственно, сворачиванию ряда социально-инфраструктурных программ регионов.
Часть крабодобытчиков при таком раскладе получит мощный стимул к браконьерству, как уже было в истории рыбацкой России в начале 2000-х годов.
Введение так называемых грефовских аукционов привело к резкому снижению биологических запасов краба, промышленную добычу которого пришлось прекратить. Глебу Франку в то время было 12 лет, и вряд ли он мечтал о добыче членистоногих, а уж тем более не помнил аукционную крабовую эпопею.
«Золотой» московский мальчик подрос и смело пошел по граблям, зубья которых маняще торчали на крабовом пути.
Удивительно, он сумел увлечь за собой правительство, а также профильный комитет госдумы. Широко шагающему Франку-младшему для пущей известности не хватало еще какого-нибудь масштабного скандала. Черт его дернул перечитать учебник географии. Похоже, там он и наткнулся на Кроноцкий заповедник и одноименное озеро.
Если краб, можно сказать, уже заполз в его карман, то дикая нерка изрядно сопротивлялась. На пути к заветной мечте стоял заповедник и перепад высотой в 220 метров на реке Кроноцкой. Идея строительства обводного канала болталась в воздухе как крючок с наживкой.
Надо сказать, что не один только Франк ее проглотил. Илья Шестаков снова никак не отреагировал на безрассудную затею своего друга. Представляю, как Глеб Франк стоит в устье реки Кроноцкая, смотрит на ее быстрые воды и вспоминает поэтические строки великого Александра Пушкина: «Здесь нам судьбою суждено в Европу прорубить окно».
Чудит Франк-Кроноцкий, чудит …
P.S.
7 марта, накануне женского праздника, губернатор Камчатского края Владимир Илюхин сказал: «Что касается строительства на реке Кроноцкой, я – против использования объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО в промышленных целях. Как житель Камчатки скажу: мы никогда не поддерживали и не поддерживаем проекты, которые могут нанести вред нашей уникальной камчатской природе».
Вячеслав Скалацкий