На прошлой неделе стало известно решение Петропавловск-Камчатского городского суда под председательством Тараса Лошакова о наложении административного штрафа в размере 150 тысяч рублей на Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Камчатский краевой онкологический диспансер». Суд признал, что медицинская деятельность названного учреждения осуществляется с грубыми нарушениями требований нормативных документов в сфере здравоохранения. Не буду перечислять все статьи, которые были нарушены камчатским онкодиспансером, это займёт много места. Напомню лишь, что решение суда появилось в связи с обращением Росздравнадзора по поводу массового заражения гепатитом В и С лиц, посещавших ГБУЗ «Камчатский краевой онкологический диспансер» в 2024 году. Точное количество заражённых не установлено до сих пор. Если верить Минздраву Камчатского края, то эта цифра составляет немногим более семидесяти человек.
17 февраля этого года на официальном сайте Правительства Камчатского края было сообщено о ликвидации последствий вспышки гепатита на Камчатке. Почему-то местный минздрав решил, что установлены все пострадавшие и приняты меры к их лечению. Однако Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) ещё 31 марта этого года сообщило (цитирую): «По результатам рассмотрения административных дел главному врачу ГБУЗ ККОД, Министерству здравоохранения Камчатского края внесены представления об устранении причин и условий, послуживших совершению административного правонарушения… Эпидемиологическое расследование продолжается». Только когда это расследование закончится и закончится ли вообще, похоже, не знает никто.
Один из потерпевших, т.е. заразившихся гепатитом В, обратился в январе этого года в Следственный комитет с жалобой на бездействие должностных лиц Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю, выразившееся в непринятии мер по выявлению и устранению причин массового заражения гепатитом лиц, посещавших ГБУЗ «Камчатский краевой онкологический диспансер». В апреле заявителем был получен ответ (цитирую): «Настоящее обращение приобщено к материалам уголовного дела для проверки Ваших доводов в ходе следствия».
Напомню, что Следственный комитет 18 января 2025 года возбудил уголовное дело, предусмотренное ч. 2 ст. 293 УК РФ по факту заражения инфекционным вирусным заболеванием – гепатитом, лиц, получивших в ГБУЗ «Камчатский краевой онкологический диспансер» медицинские услуги.
Если бы наш заявитель не обратился в своё время к депутату Государственной Думы РФ Ирине Яровой, то заражённых гепатитом В и С через камчатский онкодиспансер было бы значительно больше. Именно с подачи Ирины Яровой на Камчатку сразу прибыла московская комиссия в составе федеральных инфекционистов и эпидемиологов. Добавлю, что прежде пострадавший направил заявление в камчатский Роспотребнадзор и, не дождавшись каких-либо действий со стороны надзирающего органа, сообщил о случившейся беде камчатскому депутату Государственной Думы Российской Федерации.
Ещё в середине марта этого года автор этих строк пытался выяснить у старшего помощника прокурора Камчатского края по взаимодействию со СМИ Елизаветы Денисюк, существует ли акт проверки ГБУЗ «Камчатский краевой онкологический диспансер», составленный московской комиссией в ходе эпидемиологического расследования массового заражения гепатитом? К тому времени уже был готов акт Росздравнадзора, который лёг в основу решения суда, взыскавшего с онкодиспансера 150 тысяч рублей. Тогда госпожа Денисюк ответила, что не может разглашать тайну следствия. Удивляюсь, как старший помощник прокурора ещё не зашифровала свою фамилию и должность. Выходит, что она тоже составляет часть тайны следствия.
Подведём итоги. В своё время работа лаборатории онкодиспансера была остановлена судом на 30 суток. Значит, у судьи не было сомнений, что очаг заражения гепатитом находится именно там. Затем суд привлекает к административной ответственности, на основании проверки Росздравнадзора, сам камчатский онкодиспансер, признанный виновным во вспышке гепатита. Но существование акта проверки московскими специалистами вышеуказанного медицинского учреждения по факту вспышки гепатита В и С по-прежнему составляет тайну за семью печатями. Если судам всё ясно, то когда же эта ясность наступит в краевой Прокуратуре и Следственном комитете Следственного управления по Камчатскому краю?
Как говорил один из героев популярного телесериала прошлого века: «Ясность – это одна из форм туманности».
Вячеслав СКАЛАЦКИЙ