Во вторник, 13 августа этого года, в 11 часов 59 минут ковш камчатского экскаватора дотронулся до тела кабеля, касаться которого было ни в коем случае нельзя. Машинист экскаватора и ведать не ведал, что нечаянно нащупал один из самых важных стратегических объектов на участке между поселками Сокоч и Начики. Недалеко от главной свинофермы нашего региона упрямый ковш попробовал на вкус волоконно-оптическую линию связи (ВОЛС). В конце концов кабель диаметром около тридцати пяти сантиметров, имеющий многослойную защиту, не выдержал напряжения и оборвался.
Моментально исчезла интернет-сеть, отключилась сотовая связь, перестали работать банки, банкоматы. В магазинах, торговых центрах, авиа- и железнодорожных кассах прекратили оказывать услуги, связанные с электронным переводом денег. Кроме того, утрата связи означала потерю управления государственными, муниципальными и, главное, военными структурами на территории Камчатского края. На устранение аварии потребовалось три с половиной часа.
Напомню читателям газеты «Вести», что это уже третий по счету обрыв ВОЛС за последние семь лет. Первый подобный катаклизм случился 17 апреля 2017 года около 18 часов. Тогда был поврежден магистральный кабель на участке между поселками Селихино и Ягодный Комсомольского района Хабаровского края. Обрыв произошел в глухой тайге. При проведении строительных работ бульдозер зацепил ВОЛС. И тогда для магаданцев, камчатцев и сахалинцев наступил почти конец света длиною в десять часов. Оказалось, что мы все «сидим» на этой линии связи.
Второй обрыв случился 31 мая 2021 года в 15:06 часов между камчатскими поселками Усть-Большерецк и Кавалерское. Главным виновником «торжества» также оказался экскаватор. Повреждение на линии устранили быстрее, чем в первый раз – через шесть часов.
Видимо, камчатские экскаваторщики обладают каким-то сверхъестественным чутьем на места, где проложен стратегический кабель. Они безошибочно находят оптоволоконное чудо техники ковшом экскаватора (местоположение кабеля никак не обозначено на поверхности, т. к. является служебной тайной). Получается, что первые две катастрофы ничему не научили наших региональных управленцев.
Если, как оказалось, так просто вернуть нас в каменный век, т. е. поставить под удар работу жизненно важных учреждений, включая органы военного управления, то не пора ли сделать дублирование ВОЛС? Хорошо, что порыв кабеля произошел по чьей-то дурости. Представьте на минуту, что диверсанты захотели нанести максимальный ущерб экономике Камчатки и подорвали ВОЛС в нескольких местах и, пуще того, украли целый кусок длиною, например, в десять метров. Сколько бы времени потребовалось на устранение такой аварии?
К сожалению, ВОЛС – не единственная важная артерия жизнеобеспечения жителей края. Приведу пример Авачинского водовода, который питает водой около 80 процентов населения края. У него дублера нет. Если что-то случится с трубой, по которой вода доходит до потребителей, пиши пропало. Вода в краевой центр поступает из Авачинского водозабора, и альтернативного источника воды у нас нет. Точнее, есть Быстринское подземное природное водохранилище, расположенное в районе подножия Авачинского вулкана, но туда не проложен водовод.
Возможно ли устойчивое развитие территории, имеющей столь хрупкую инфраструктуру? Любопытно узнать, кто-нибудь из руководителей региона и воинских объединений задает себе такие вопросы? Или эта проблема волнует только нашу газету и машинистов экскаваторов?
Вячеслав СКАЛАЦКИЙ