Ледяные глыбы газа еще не тронулись в сторону Камчатки
- В упор смотрел и не заметил
1 марта на официальном сайте Правительства Камчатского края появилось любопытное заявление министра жилищно-коммунального хозяйства и энергетики региона Александра Питиримова (цитирую): «Проблемы с газоснабжением потребителей Камчатского края возникли в 2018 году в ходе эксплуатации месторождений Соболевского района со сложной геологической структурой. Падение уровня добычи привело к замещению природного газа мазутом на крупнейших объектах газопотребления Камчатских ТЭЦ-1, 2…
На территории региона начато строительство регазификационного комплекса сжиженного природного газа в бухте Раковая Авачинской губы. Реализация проекта выполняется государством совместно с компанией «НОВАТЭК». За счет средств компании разработана проектная документация и будут построены плавучая регазификационная установка и два газовоза-челнока, также за счет средств федерального и регионального бюджетов будет построена береговая инфраструктура…
Замещение мазута природным газом позволит сократить расходы бюджета края на межтарифную разницу, а также улучшит экологическую обстановку за счет снижения выбросов вредных и загрязняющих веществ в атмосферу. Более того, появляются предпосылки для дальнейшей газификации котельных, работающих на мазуте и угле.».
Ох, мягко говоря, лукавит господин Питиримов. Проблемы с газоснабжением потребителей Камчатского края возникли не в 2018, а в 2010 году, то есть на восемь лет раньше. Тогда достигнуть необходимого объема добычи метана в год около 900 миллионов кубометров так и не удалось. Более того, объём добычи газа уверенно шел на убыль. Однако в 2010 году в Камчатском крае была принята Стратегия развития энергетики региона, в которой основной отправной точкой стал объём добычи голубого топлива, составляющий один миллиард тонн. В 2012 году указанная Стратегия была скорректирована вместе с объемами добычи метана до 750 миллионов кубометров в год. Таким образом, с 2010 по 2012 годы объём добычи метана в Соболевском районе снизился почти на сто миллионов кубометров. С 2012 года по настоящее время снижение уровня добычи метана на Камчатке происходило обвально.
Сегодня годовой объём добываемого летучего топлива составляет менее 200 миллионов кубометров. То есть с 2012 года добыча метана сократилась почти в четверо! И самое удивительное заключается в том, что Министерство ЖКХ и энергетики Камчатского края заметило уменьшение объемов лишь через восемь лет после того, как оно случилось! К слову сказать, о нехватке газа на Камчатке газета «Вести» регулярно, начиная с 2011 года, сообщала на своих страницах.
Строительство инфраструктуры для регазификации нашего региона, по словам губернатора Камчатского края Владимира Солодова, обойдется федеральной и региональной казне в 12 миллиардов рублей. При самых ударных темпах строительства местными силами удается освоить около двух миллиардов отечественных денежных единиц. Означает ли это, что строительство затянется как минимум на шесть лет? К тому времени камчатские энергетики забудут, как даже пахнет метан. Напомню нашим читателям, что окончание строительства газового перевалочного терминала в бухте Бечевинская переносилось дважды – в сторону увеличения сроков, разумеется. Пока планируется сдать в эксплуатацию перегрузочный Бечевинский газовый терминал в 2024 году.
Еще неизвестно, какой объём отпарного природного газа компания «НОВАТЭК» собирается продавать камчатским энергетика. Ясно одно, цена за него будет высокая, то есть рыночная. Значит, речи о сокращении расходов бюджета Камчатского края, о которых заявил господин Питиримов, не может идти.
- Как всё начиналось…
Камчатская история по освоению промышленных объемов метана в Соболевском районе Камчаткой области началась в начале 90-х годов прошлого века. Тогда начали строительство первых 40 км газопровода от Колпаковского месторождения газа до поселка Соболево, переводя на газ все котельные и дизельэлектростанции Соболевского района. В 1996 году проект газификации Соболевского района был успешно завершен при непосредственном руководстве губернатора Камчатской области Владимира Бирюкова. Тогда же было принято решение о строительстве газопровода до Петропавловска-Камчатского длиною в 418 км. В 2009 году газопровод достиг своей конечной точки строительства – ТЭЦ-1 в Петропавловске-Камчатском. Следом была принята программа полной газификации краевого центра, Елизовского района с последующим выходом газовой трубы на Вилючинск. Но уже в 2010 году стало очевидно, что ожидаемых объемов газа не будет. Предыдущие прогнозы так называемых ученых оказались неверны: они ошиблись в десятки раз в сторону увеличения.
Камчатка быстрыми темпами возвращалась к топочному мазуту, попадая в знакомый нам дорогой топливный максимально вредоносный для экологии тупик.
Ситуация казалась безвыходной до тех пор, пока не появились сладкие строчки распоряжения Правительства РФ от 14.03.2019 № 436-р «Об утверждении комплексного плана реализации инвестиционного проекта «Морской перегрузочный комплекс сжиженного природного газа в Камчатском крае».
В соответствии с этим распоряжением компания «НОВАТЭК» должна построить в Авачинской губе терминал для приемки сжиженного природного газа (СПГ), который будет доставляться туда по Северному морскому пути с полуострова Ямал. Однако проект забуксовал уже на начальной стадии. Министерство обороны РФ не согласовало заход в Авачинскую губу газовозов водоизмещением 150 тысяч тонн. Во-первых, осадка этих судов не позволяла пройти горло Авачинской губы без дноуглубительных работ. Во-вторых, в Авачинской губе расположена главная российская база атомного подводного флота на Тихом океане, и все судоходство в районе базирования АПЛ подчинено интересам военного ведомства. Столь огромные газовозы могли создать реальную навигационную или техногенную угрозу подлодкам, выходящим или входящим в базу. На военных попытались «надавить», но не вышло.
Тогда решили построить газовый терминал для хранения и перегрузки газа в бухте Бечевинская и уже оттуда тянуть газопровод (около 130 км) до Петропавловска-Камчатского. Для того чтобы газовозы водоизмещением в 150 тысяч тонн смогли заходить в Бечевинскую бухту, нужно было прорыть канал длиной почти семь километров, шириной пятьсот метров и глубиной двадцать метров. Цена строительства газопровода, по заявлению полпреда по ДФО Юрия Трутнева, была примерно равна 90 млрд рублей. От строительства газопровода в конце концов отказались из-за его дороговизны и якобы сейсмоуязвимости. Победил вариант, когда сжиженный газ из Бечевинки будут транспортировать до Петропавловска-Камчатского газовозами водоизмещением 12–15 тысяч тонн (которые еще необходимо построить). Но даже при таком сравнительно небольшом водоизмещении газовозов Министерство обороны не давало добро, т. к. курс этих судов пролегал в непосредственной близи от станции безобмоточного размагничивания атомных подводных лодок. Дело в том, что станцию регазификации компания «НОВАТЭК» планировала построить в бухте Моховая, недалеко от микрорайона Авача. После длительных консультаций разрешение от военного министерства всё же было получено. Оно согласилось на строительство терминала регазификации в Авачинской губе, только не в бухте Моховой, а в бухте Раковой – на акватории и прилегающих территориях бывшей судоремонтной верфи имени Ленина (СРВ). По проекту сам терминал будет располагаться на плаву, а к нему будут пришвартовываться газовозы для последующей передачи отпарного газа.
С одной стороны, даже трудно себе представить, какой объем работ по очистке акватории СРВ придется выполнить. Как минимум нужно поднять два утонувших плавучих дока и отбуксировать их в безопасное место, а вместе с ними около десятка других затопленных судов. С другой стороны, рядом с терминалом, вмещающим около 15 тысяч тонн сжиженного газа, в непосредственной близости располагаются жилые кварталы. Весь жилой район СРВ, выражаясь фигурально, будет сидеть на огромной пороховой бочке.
Есть, правда, один огромный плюс в строительстве терминала в бухте Раковой. Здания и сооружения судоремонтной верфи, где планируется возвести перегрузочный газовый терминал и хранилище для СПГ, в нынешнем состоянии представляют настолько печальное зрелище, что при одном взгляде на них хочется немедленно снести неприглядные развалины. Поэтому, если вместо них (развалин) появится современный завод по перегонке газа с дальнейшим благоустройством прилегающих территорий, жителям района наконец-то откроется иной, менее депрессивный ландшафт.
- Чем колоть лёд?
Для транспортировки сжиженного газа из Бечевинской бухты в бухту Раковую компания «НОВАТЭК» планирует построить как минимум два газовоза водоизмещением 12–15 тонн. Однако туман над перспективой строительства этих судов до сих пор не рассеялся. Если камчатские газовозы «НОВАТЭК» планируют построить на верфи «Звезда» (город Большой камень Приморского края), то, увы, эти камчатские челноки появятся не раньше 2026 года, а может, и значительно позже. Ниже приведу выдержку из статьи газеты «Коммерсант».
«НОВАТЭК» ЗАПАСАЕТСЯ ГАЗОВОЗАМИ
Флот ледовых газовозов для «Арктик СПГ-2» может составить 15–17 судов, он будет построен на верфи «Звезда», заявил глава и совладелец «НОВАТЭКа» Леонид Михельсон. Управлять этими судами будет компания «Морской арктический транспорт», в которую, помимо «НОВАТЭКа» и «Совкомфлота», также вошли китайские COSCO и Фонд Шелкового Пути. По мнению экспертов, заявленное количество судов выглядит избыточным. При этом они считают, что «Звезда» объективно неспособна построить 15 газовозов к началу 2026 года, когда СПГ-завод должен выйти на полную мощность.
«НОВАТЭК» хочет построить для вывоза продукции с «Арктик СПГ-2» 15–17 газовозов ледового класса Arc7, сообщил журналистам в рамках ПМЭФ глава и совладелец компании Леонид Михельсон. Он отметил, что суда должны быть построены к концу 2025 года – началу 2026 года, когда завод выйдет на полную мощность.
Глава «НОВАТЭКа» считает, что все газовозы будет строить верфь «Звезда» (управляется консорциумом «Роснефти» и Газпромбанка).
Он напомнил, что в ближайшее время Минпромторг должен подготовить решение по субсидированию строительства таких судов на «Звезде». Речь идет о компенсации «Звезде» до 20 % стоимости строительства газовоза в РФ по сравнению с ценой зарубежных верфей. В Минпромторге подтвердили, что занимаются разработкой соответствующих нормативных актов.
Леонид Михельсон отметил, что «за российской стороной будет управление, контрольный пакет, может, 75 %». Речь может идти о том, что «НОВАТЭК» получит в компании 50 %, «Совкомфлот» и COSCO – по 25 %, Фонд Шелкового Пути будет финансовым партнером.
При этом Леонид Михельсон сказал, что механизм распределения доходов может быть иным, нежели акционерное владение. По информации «Ъ», «НОВАТЭК» готовился заключить соглашение с китайскими партнерами еще на Восточном экономическом форуме в сентябре 2018 года, но тогда подписание не состоялось.
Собеседники «Ъ» в отрасли отмечали, что китайская сторона хотела получить контроль в этом бизнесе, и это затормозило переговоры.
Названное Леонидом Михельсоном количество газовозов для «Арктик СПГ» вызвало вопросы у экспертов. Сейчас «Совкомфлот» собирается построить на «Звезде» пять Arc7 со сдачей к 2025 году.
(www.kommersant.ru)»
Допустим, газовозы для Камчатки всё же будут построены. Тогда их должны обслуживать как минимум два специализированных спасательных судна, одновременно являющихся ледоколами. Дело в том, что Авачинский залив и Авачинская губа иногда замерзают, то есть покрываются внушительным слоем льда (особенно бухта Раковая), например, как в этом году, когда суровая зима сковала льдом почти всю акваторию Авачинского залива. В этом случае нашим газовым «челнокам» без ледоколов не обойтись. К Петропавловскому порту приписаны два военных ледокола – «Иван Сусанин» и «Садко». Однако они работают в первую очередь в интересах Министерства обороны. Даже при благоприятной ледовой обстановке для проводки газовозов в бухту Раковая потребуется не менее двух указанных выше спасательных судов. Кто и где собирается строить эти суда? Пока ответа на этот вопрос тоже нет.
Не кажется ли региональному Министерству ЖКХ и энергетики и лично господину Питиримову, что в регазификационном уравнении Камчатского края слишком много неизвестных составляющих? Это обстоятельство способно ввергнуть в уныние любого, даже самого отчаянного оптимиста. Поскольку уровень сложности его решения значительно превышает профессиональный уровень развития министерских управленцев. А значит, ямальский газ придет на камчатские ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 ох как не скоро.
Вячеслав СКАЛАЦКИЙ