В последнем прошлогоднем выпуске «Вести» рассказывали о том, как в краевом правительстве жителям Камчатки пообещали расселить их из сейсмоопасных домов в сейсмоустойчивые «приблизительно к 2030 году». Для этого сейсмодефицитное жилье решили приравнять к аварийному («В» от 21.12.2022 года «Надежды маленький оркестрик»). Обещание было опубликовано на сайте регионального Министерства строительства и жилищной политики со ссылкой на заявление главы региона Владимира Солодова. В пресс-релизе пояснялось, что уже проработан некий «механизм, который при соблюдении ряда условий позволит признавать аварийным жилье с дефицитом сейсмики 2,5 балла».
Напомним нашим читателям, что «Вести» заинтересовались тем, откуда взялась судьбоносная цифра «2,5 балла». Кроме того, было любопытно ознакомиться с «проработанным механизмом». За разъяснениями я обратилась в указанное министерство к начальнику отдела жилищного строительства Табакару Сергею Сергеевичу. Однако в лучших традициях местных чиновников, которым неведом закон «О средствах массовой информации», позволяющий запрашивать информацию устно, он сказал, что готов ответить лишь после того, как наша редакция направит официальный письменный запрос на имя министра.
Такой запрос был нами послан. Спустя шесть дней «Вестям» пришел ответ. Ниже мы приведем его полностью, но сначала представим читателям текст нашего запроса. Он звучал так: «На сайте Министерства строительства и жилищной политики Камчатского края был опубликован следующий пресс-релиз: «В соответствии с поручением Президента проработан механизм, который при соблюдении ряда условий позволит признавать аварийным жилье с дефицитом сейсмики 2,5 балла, то есть с сеймостойкостью в 6,5 балла и меньше». Поясните:
- Где можно ознакомиться с указанным механизмом?
- На основании чего была рассчитана цифра 2,5 балла?».
Вот что нам ответили в ведомстве (орфография и стилистика сохранены):
«Министерством строительства и жилищной политики Камчатского края, с целью исполнения перечня поручений Президента Российской Федерации В. В. Путина от 7 октября 2022 года № Пр-1883, направлено предложение о внесении изменении в постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» с целью определения оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а жилые помещения находящиеся в нем непригодными для проживания, в случае если специализированной организацией сейсмостойкость многоквартирного дома признана не отвечающей установленным требованиям, а дефицит сейсмостойкости несущих конструкций составляет 2 балла и более, именно при таком дефиците высокая вероятность разрушения здания при возникновении катастрофического землетрясения.
Дефицитом сейсмостойкости является разница между сейсмичностью площадки, на которой расположен многоквартирный дом (к примеру, для Петропавловска-Камчатского это 9–10 баллов), и сейсмостойкостью несущих конструкций здания (к примеру, проектная несущая способность крупноблочного здания составляет 7,5–8 баллов), чем выше дефицит сейсмостойкости, тем больше вероятность получения существенных повреждений несущих конструкций здания.
Для определения дефицита сейсмостойкости зданий предложено взять за основу Методику по обследованию зданий типовой застройки с целью определения их сейсмостойкости и необходимости сейсмоусиления, разработанную проектным институтом Камчатского края ГУП «Камчатскгражданпроект». Данную методику предлагаем актуализировать с учетом особенностей и предложений субъектов Российской Федерации, расположенных в сейсмоопасной зоне.
Методика предназначена для применения при обследовании строительных конструкций зданий массовой застройки на Камчатке с целью определения их технического состояния и сейсмостойкости, а также принятия решения об их дальнейшей эксплуатации и сейсмоусилении или сноса.
Обследованию в первую очередь подлежат жилые, общественные и административно-бытовые здания, относящиеся к типовой застройке, а именно: мелкоблочные здания; крупноблочные здания; каркасно-панельные здания серии КПС.
Крупнопанельные здания любых серий: 1-464 АС, 138с, 138к, 189 обследованию на сейсмостойкость не подлежат, так как их сейсмостойкость в 9 баллов подтверждена многочисленными обследованиями и проверена реальными землетрясениями.
Необходимость в проведении обследований вызвана: увеличением сейсмических нагрузок на здания в связи с изменением сейсмических норм и сейсмичности площадки; оценкой несущей способности зданий в связи с перенесёнными 7-балльными землетрясениями 1952, 1959 и 1971 г.г.; наличием повреждений несущих конструкций и деформаций грунтовых оснований от эксплуатационных нагрузок; отсутствием проектной документации или выявления отступлений от проекта; оценкой несущей способности здания в связи с поднятием грунтовых вод; реконструкцией и модернизацией здания, допустимой при достаточной несущей способности здания; возобновлением прерванного строительства при отсутствии консервации более трёх лет; изменением функционального назначения здания; определением пригодности жилых зданий для проживания, а общественных и административно-бытовых зданий — для нормальной эксплуатации.
При обследовании объектами обязательного рассмотрения являются следующие несущие конструкции: грунтовые основания, фундаменты, стены и усиливающие их конструкции — рамы, сердечники, перемычки и т.п., каркас, перекрытия и покрытия (в т.ч. балки, фермы, плиты, сейсмопояса и т.п.), связевые конструкции, элементы жёсткости, лестницы, узлы сопряжения указанных конструкций.
Кроме того, необходимо дать заключение по некоторым ненесущим конструкциям, от которых также зависит сейсмостойкость здания, а именно: по перегородкам, по мелкоблочным самонесущим стенам, по навесным панелям и остеклению.
Оценку категорий технического состояния несущих конструкций производят в соответствии с СП 13-102-2003 с целью прогноза поведения конструкций здания и здания в целом при расчётном землетрясении, с учётом имеющихся эксплуатационных повреждений и дефектов.
Для расселения аварийного жилья признанного таковым на основании дефицита сейсмостойкости предлагаем рассмотреть возможность разработки отдельной адресной программы по расселению сейсмоопасного жилья признанного аварийным, за основу взять модель существующей программы расселения аварийного жилья, признанного таковым в связи с физическим износом, это позволит решить следующие задачи:
- обеспечение устойчивого сокращения сейсмоопасного фонда;
- расселение сейсмоопасного жилья по дате признания таковым;
- приобретать жилые помещения у застройщиков с целью полного расселения и отключения от коммунальных услуг сейсмоопасного многоквартирного дома;
- предоставлять собственникам жилых помещений выкупную стоимость за изымаемое жилое помещение, находящееся в сейсмоопасном доме;
- исключать многоквартирные дома признанные сейсмоопасными (аварийными) из программы капитального ремонта;
- исключать случаи скупки такого жилья с целью получения за него более
выгодной выкупной стоимости; - изымать земельный участок для муниципальных нужд в целях расселения
сейсмоопасного (аварийного) многоквартирного дома; - расселять сейсмоопасные дома в рамках комплексного развития территорий с возможностью использования средств адресной программы.
Для определения объемов необходимого финансирования для расселения сейсмоопасного фонда в адрес Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства направлена информация об объеме сейсмоопасного фонда.
Дополнительно сообщаем, что на территории Камчатского края наиболее опасными с дефицитом сейсмостойкости 2-3 балла являются 214 многоквартирных домов общей площадью 276,43 тыс. кв. метров. В таких домах проживает не менее 5000 семей, но в случае принятия решения о разработке программы, для включения многоквартирного дома в программу потребуется проведения детального обследования специализированной организацией.
Мелкоблочные здания — это сравнительно немногочисленная группа жилых домов, строящихся примерно до 60-х годов, когда их вытеснили крупноблочные дома, и, главным образом, группа общественных зданий — школ, детских садов, больниц, магазинов и офисов, строящихся до 80-х годов, после чего их вытеснила сборная каркасно-панельная серия КПС.
Все эти здания возводились по индивидуальным проектам, которые не всегда сохранились.
Учитывая изложенное необходимо отметить, что чем выше дефицит сейсмостойкости, тем более трудоёмкие, и соответственно, дороже обходится выполнение комплекса мер направленных на восстановление несущей способности здания. Исходя из практики выполнения работ, в том числе по сейсмоусилению зданий, Министерство считает, что наиболее трудоемкие и дорогостоящие работы по сейсмоусилению производятся при дефиците сейсмостойкости здания более 2 баллов, при данных условия проведения сейсмоусиления здания экономически нецелесообразно.
ВРИО Министра
А. В. Фирстов».
В первую очередь в полученном ответе настораживает несоответствие цифр. Так, в ведомственном пресс-релизе четко указано, что аварийным будет признаваться жилье с дефицитом сейсмики 2,5 балла. В ответе за подписью врио министра читаем: «если дефицит сейсмостойкости несущих конструкций составляет 2 балла и более». Так какая же цифра верная? Это не мелочь, как может показаться на первый взгляд, а показатель, от которого зависит количество сейсмодефицитных жилых домов, которые могут попасть под расселение.
Далее. Слово «механизм», которое указано в пресс-релизе, означает определенный порядок действий, позволяющий перевести сейсмодефицитное жилье в аварийное. Слово «проработанный», в свою очередь, значит, что такой порядок тщательно обдуман и выверен. Однако из ответа министерства следует, что никакого механизма нет, а есть предложение, основанное на методике для определения сейсмостойкости зданий на Камчатке, предназначенной для решения вопроса: сейсмоусиливать дом или сносить.
Затем в тексте ответа сказано, что обследоваться на сеймостойкость будут (цитируем): «…жилые, общественные и административно-бытовые здания, относящиеся к типовой застройке, а именно: мелкоблочные здания; крупноблочные здания; каркасно-панельные здания серии КПС». А как быть с деревянными зданиями, которых на Камчатке немало? Чтобы далеко не ходить за примером, назовем только одно из них – объект культурного наследия, дом № 20 по ул. Ленинская, где расположен Камчатский краевой объединенный музей. Это место, которое массово посещается жителями и гостями краевой столицы. Будут ли его обследовать на сейсмостойкость? Существует ли какая-либо методика для определения сейсмостойкости подобных ему деревянных сооружений? Судя по ответу – нет.
Ниже перечислены «объекты обязательного рассмотрения» при обследовании на сеймостойкость, первыми из которых названы «грунтовые основания».
На Камчатке с 1971 года жил и работал высококвалифицированный специалист по сейсмостойкому строительству Валерий Николаевич Дроздюк (он ушел из жизни в 2020 году). Известный в России и за рубежом как автор новых разработок по сейсмоизоляции, сейсмоукреплению и проектированию сейсмостойких конструкций, он был автором и соавтором многих проектов домов, построенных в Петропавловске-Камчатском, в том числе первого 16-этажного дома. Валерий Николаевич принимал непосредственное участие в ликвидации последствий крупных землетрясений на территории бывшего СССР, получил звание заслуженного строителя России и Почетного гражданина города Петропавловска-Камчатского.
В свое время он не раз был гостем камчатских СМИ, рассказывал об особенностях сейсмостроительства, о «плюсах» и «минусах» районов Петропавловска с точки зрения устойчивости к землетрясениям. В 2015 году в интервью ИА «Камчатка» о грунтах краевой столицы он сказал следующее.
«К лучшим в сейсмическом отношении грунтам Петропавловска можно отнести районы сопок Мишенной, Безымянной, Зеркальной, Петровской и Никольской. Они относятся к 8-балльной зоне. Ко второй группе грунтов, то есть к 9-балльной зоне, причисляют участки, опоясывающие нижние склоны всех сопок и некоторые прилегающие к ним территории. К третьей группе наиболее плохих, 10-балльных грунтов относят участки болотистые, в поймах рек и с высоким уровнем грунтовых вод. К примеру, район улицы Пограничной рядом с КамГУ имени Витуса Беринга находится на пределе 9–10 баллов. А главный корпус университета очень опасно расположен – на 10-балльной площадке. Конечно, здание КамГУ надо сейсмоусилять. А строить в этом месте нужно ближе к сопке, а не к дороге. Здесь строения у трассы не очень прочные. Я, кстати, когда приехал на Камчатку в 1971 году, снимал квартиру как раз на Пограничной. Здесь встретил и первое землетрясение. Оно было 7-балльным. Ощущения страшные».
Со времени того землетрясения прошло более полувека. В 1995 году сейсмологи сошлись во мнении, что в ближайшие 50 лет, то есть до 2045 года, Камчатке не избежать другого катастрофического землетрясения. Сбудется ли их прогноз, неизвестно, но отмахнуться от него нельзя. Главная проблема для ученых в этой сфере – научиться указывать не только опасный регион и продолжительный временной отрезок предполагаемой катастрофы, но и точное место и время будущих землетрясений, определять их специфические особенности. Прогноз землетрясений бывает долгосрочным (несколько лет), среднесрочным (месяцы) и краткосрочным (дни и часы). Оперативно дать краткосрочный прогноз – самое сложное, уровень развития современной науки еще не позволяет этого делать.
Программа по переселению жителей Камчатки из сейсмодефицитного жилья в безопасное рассчитана, как мы помним, «до 2030 года», то есть на семь лет. Но пока еще нет механизма, который позволяет перевести сейсмоопасные здания в аварийные. Но даже если такой механизм придумают в ближайшее время, его еще надо реализовать, а главное – построить здания и заселить туда наших сограждан. И здесь мы столкнемся со старой проблемой, характерной для Камчатского края, а именно низким качеством проектирования, строительства и контроля за строительством, а также катастрофической нехваткой строительных мощностей. То есть со всем тем, что до боли знакомо по затянутому строительству нового корпуса школы № 33 в Петропавловске (после переселения туда педагоги еще долго перечисляли в соцсетях все недоделки, которые ждали их на новом месте) и жилых домов по улице Карбышева, и ФОК «Водник», и дом культуры на СРВ, не говоря уже о таких долгостроях, как краевая больница и кукольный театр, и так далее.
К слову, существующая программа расселения аварийного жилья», которую предлагается взять за основу, чтобы уменьшить фонд сейсмоопасных зданий, хотя и работает на Камчатке, но в очень замедленном темпе. От старта (признания жилья аварийным) до реализации (вселения на новую жилплощадь) проходят многие годы.
Ответ министерства, на наш взгляд, говорит о том, что мы лишь в самом начале пути к устойчивому сокращению сейсмоопасного фонда в регионе, и путь этот будет очень долгим и тернистым.
Соб. инф.