Полиция задержала злоумышленника, ограбившего собор Святой Троицы и домик наместника Свято-Пантелеймонова монастыря. Им оказался 27-летний житель Хабаровского края, неоднократно судимый за кражи. Как и предположила наша газета в материале «Храм ограбили» («В» № 4 от 01.02.2012), сделать это мог лишь тот, кто знал распорядок и жизненный уклад монастыря и собора. Уж слишком хорошо злоумышленник ориентировался в полутемном зале и в домике наместника, и также быстро и беспрепятственно покинул места преступления.
В 2008 году мужчина приехал на Камчатку. Трудился на стройках в Вилючинске, а затем в краевом центре. Оставшись без работы, пришел в один из храмов и попросил у служителей разрешения пожить, сославшись на то, что потерял работу и остался без средств к существованию. Возвращаться домой в Хабаровский край ему якобы было не на что. Прожив почти год в монастыре, он посещал собор и потому досконально изучил распорядок, знал, где находится сейф и стоят ящики для пожертвования, а также, в какие церковные праздники прихожане наиболее активно подают на содержание церкви и монастыря. План созрел мгновенно, и в ночь с 28 на 29 января он, спрятавшись в соборе, дождался, когда все уйдут, преспокойно взломал ящик для пожертвований, изъяв оттуда 20 тысяч рублей, затем испортил иконостас, поджег церковные книги и ушел через окно. Ранее условно осужденный за кражу, он в момент преступления (по его словам) испугался и решил уничтожить улики – отпечатки своих пальцев, поэтому и устроил пожар в соборе. На украденные деньги купил сотовый телефон, выпивку и еду. Затем, выждав несколько дней, он понял, что оперативными службами еще не найден. Успокоившись, взломщик решился на вторую кражу. В ночь с 31 января на 1 февраля 2012 года, разбив оконное стекло, мужчина проник в домик наместника Свято-Пантелеймонова монастыря, где похитил сейф с документами и деньгами в сумме 300 тысяч рублей, а также ноутбук. Вначале пытался вскрыть сейф прямо в домике, но ни один из ключей на его связке не подошел. Завернув пятидесятикилограммовый сейф в скатерть, потащил его волоком, но не рассчитал свои силы и вынужден был бросить его в районе мехзавода. К тому времени злоумышленник сильно промок и промерз, что заставило его вновь вернуться в домик наместника, там слегка обсушиться, переобуться в сухие ботинки и только потом покинуть место преступления.
2 февраля он выехал в село Мильково, а на следующий день был арестован по подозрению в краже и поджоге. На первом же допросе преступник признался в совершенном и подробно рассказал, как готовился, что для этого делал, а также на что потратил 20 тысяч рублей. По данному факту возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 158 УК РФ – кража, совершенная с незаконным проникновением в жилище. Подобные деяния наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до полутора лет. Либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей и с ограничением свободы на срок до полутора лет, либо без такового.
Нам же остается только удивляться, отчего сотрудники церкви так тщательно старались скрыть от журналиста сумму похищенного, если она все равно всплыла бы при поимке злоумышленника. Предположу, что они действительно на тот момент не владели ситуацией о поступающих пожертвованиях и потому, сколько было украдено, знать не могли. А для настоятеля собора отца Алексея 20 тысяч рублей, как он сам об этом сказал корреспонденту в разговоре, «ущерб незначительный». Не означает ли это, что в ящиках для пожертвований собирается сумма в десятки раз больше. Наши сердобольные земляки, как могут, поддерживают православную церковь, и потому вправе знать не только собираемую сумму, но и на что тратятся деньги прихожан. Нелишне напомнить, что 20 тысяч рублей это зарплата среднего камчатца.
Нелли БЕРЕЗИНА.