МИНЮСТ ПЕРЕОПРЕДЕЛИЛ ПОЛИТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В администрации президента обсудили новую формулировку для НКО
Рабочая группа администрации президента по НКО выработала основные положения новой формулировки для НКО, занимающихся политической деятельностью. В отличие от действующей, она подробно описывает политическую деятельность исходя из трех критериев: цели, сферы и формы работы НКО. Правозащитники считают такой подход разумным, но просят отшлифовать некоторые положения, указывая на очень широкое понимание политики Минюстом.
На прошлой неделе участники рабочей группы обсудили формулировку «политическая деятельность», предложенную Минюстом. Напомним, рабочая группа создана распоряжением президента Владимира Путина, который поручил первому заместителю главы АП Вячеславу Володину и главе Минюста Александру Коновалову к 20 декабря выработать новую формулировку политической деятельности для НКО. Предполагается, что ее последующее применение к НКО будет осуществлять Минюст. Сейчас ведомство ведет реестр НКО, которые занимаются политической деятельностью и получают иностранное финансирование.
Новая формулировка кардинально отличается от действующей, она подробная и достаточно объемная. В ней заложены три основных критерия: цели, сферы и формы деятельности НКО. К политике не будет относиться деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, экологии и других подобных сфер. Однако будет сделана оговорка, что это справедливо при условии, что деятельность НКО не выходит за пределы определенной законом области. Устав организации не будет иметь решающего значения, поскольку зачастую в нем может быть записано максимально широкое количество видов деятельности, которые НКО не практикует. Напомним, в апреле прошлого года Конституционный суд (КС) решил, что деятельность НКО в этих областях не относится к политической. При этом КС уточнил, что политической, по мнению КС, является деятельность «с целью оказания воздействия», в том числе путем формирования общественного мнения, «на принимаемые государственными органами решения и проводимую ими политику».
По словам одного из участников заседания, Минюст под политической деятельностью предлагает понимать влияние на государственную политику, на общественное мнение в вопросах госстроительства, суверенитета, законности, а также целостности политической системы, прав и свобод человека. Политикой будет считаться и влияние на формирование госполитики в экономическом, экологическом, социальном, культурном и национальном развитии РФ. К политической также предложено отнести всю деятельность, связанную с референдумами и выборами. Политикой предложено считать публичные обращения к госорганам и МСУ и влияние на законодательную деятельность. То же относится к соцопросам, воспитательной, образовательной и просветительской деятельности, если она формирует общественно-политические убеждения. Политика – финансирование всех видов этой деятельности и вовлечение в нее граждан.
Некоторые положения вызвали возражения правозащитников, которые исходили из практики работы НКО. Например, они попросили уточнить выражение «регулирование прав и свобод» как слишком широкое понятие, а просветительская деятельность, с их точки зрения, не должна ударить по фундаментальным исследованиям. Кроме того, они указали, что не упомянута внешняя политика. Ее предложено добавить. После уточнений наработки будут переданы на согласование в главное правовое управление администрации президента. После чего нормы, вероятнее всего, решением президента будут внесены в Госдуму для корректировки ст. 2 закона об НКО.
Участвовавшая в совещании член Общественной палаты и СПЧ Елена Тополева-Солдунова рассказала, что предложение Минюста, в том числе сам подход, который состоит из трех критериев, было принято. «Это более или менее разумно, но требует некоторой шлифовки, – сказала она. – Например, странно относить к числу иностранных агентов организацию, которая получает финансирование ООН, ведь РФ платит в ООН взносы. Председатель правления общества «Мемориал» Арсений Рогинский опасается, что будет предложено слишком широкое понимание политической деятельности, которое практиковалось и раньше, против чего выступали многие общественные организации. «Представьте, что мы экологи и просим не тянуть трубопровод по территории, ценной для охраны окружающей среды, – получается политическая деятельность? И в госполитику вмешиваемся, и обращаемся к госорганам. А наблюдение за выборами – оно же предпринимается в интересах всего общества, а не какой-то политической силы. Не согласен, что это – политика».
(www.kommersant.ru).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

13 − 1 =