хранилище

ВЗРЫВООПАСНЫЙ ПОЛУОСТРОВ

Кто потерял бомбу?

Недавно дознавателем Елизовского отдела полиции в отношении местного жителя возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 222 УК РФ «Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов». Полиция изъяла у 30-летнего мужчины около 250 патронов калибра 5,45 мм, которые он якобы еще в августе нашел в поселке Пиначево на территории полигона бытовых отходов и хранил дома. Зачем ему понадобились патроны от боевого оружия, неизвестно, но статья уголовного кодекса грозит лишением свободы на срок до трех лет.
Конечно, у нас нередко появляются счастливчики, которые в кустах у дороги находят десятки килограммов свежего лосося и даже уже заготовленной красной икры. Бывали случаи, когда «находили» обрезы и переделанные под огнестрельное оружие газовые пистолеты и подводные ружья. Но такие «находки» обычно добровольно не выдают. Другое дело – мины, гранаты, выстрелы (пороховые заряды) и прочие боеприпасы. Что-то уж слишком часто жители Камчатки натыкаются на брошенный арсенал, за сохранностью которого пуще ока должны следить вооруженные силы.
Мое детство прошло под Волгоградом. Хотя после Великой Отечественной войны прошло уже более 30 лет, за городом часто были слышны взрывы. Это саперы уничтожали оставшиеся после боев снаряды, которые часто находили в самом городе и полях его окружавших. Но до Камчатки вроде бы немецко-фашистские захватчики не дошли…
Тем не менее, вот несколько примеров только за этот год.
2 марта у жителя Вилючинска полицией обнаружен и изъят учебный артиллерийский снаряд калибра 75 мм, который он нашел в снегу в районе гаражно-строительного кооператива, в 800 метрах от дома № 23 на улице Центральной.
18 марта в поселке Центральные Коряки житель 29-го дома на улице Первомайской во время расчистки снега обнаружил снаряд корабельной пушки калибра 32 мм.
2 апреля в краевом центре у дома № 3 на улице Боевой, на площадке для сбора мусора в матерчатом мешке обнаружен целый арсенал: патроны от гладкоствольного и нарезного оружия, порох дымный «Сокол», восемь килограммов дроби, электродетонатор и 14 учебных запалов.
24 апреля в дежурную часть полиции Вилючинска местный житель принес найденный на свалке боеприпас к авиационной пушке.
27 апреля в Петропавловске-Камчатском на Бойко, 22, при проведении земляных работ обнаружен снаряд 57 калибра со следами коррозии. И это еще далеко не все. Только в органы правопорядка в этом году сдано населением более тысячи патронов от нарезного оружия, кроме этого, около ста штук боеприпасов покрупнее. А ведь вероятно есть еще и те, кто продолжает хранить опасные находки у себя.
В марте 2012 года 13-летний школьник, проходя мимо детской краевой больницы на улице Орджоникидзе в Петропавловске-Камчатском, заметил, что дети играют с гранатой. Мальчик заставил их положить опасный предмет на снег и позвонил в полицию. На место происшествия немедленно выехали полицейские, сотрудники МЧС и скорой помощи. Специалисты-взрывотехники ОМОН установили, что граната является боевой и снаряжена запалом. Страна тогда узнала о смелом, умном мальчике, которого полиция наградила грамотой и ценным подарком. А вот кто потерял гранату, да еще в городе, да еще возле детской больницы, и как этот кто-то наказан за опасность, которой подверг ни в чем не повинных мирных жителей, так и осталось неизвестным.
Старожилы Петропавловска наверняка помнят случай, когда в центр города для обустройства цветников привезли землю, и из кузова грузовика вместе с плодородной почвой посыпались гранаты. Или в начале 90-ых при разработке строительной площадки в районе гостиницы «Гейзер» бульдозерист поднял пласт грунта, прикрывавший захоронение побитых коррозией боеприпасов. Как сейчас принято говорить, по счастливой случайности никто не пострадал.
В 1990 году на улице Пономарева в одной из квартир на третьем этаже дома № 33 громыхнул взрыв. Два старшеклассника средней школы №10 попытались распилить 57-мм снаряд. Школьники стащили этот снаряд из плохо охраняемого артиллерийского склада, находящегося в Аммональной пади рядом с военно-морским госпиталем.
К счастью, юные обалдуи остались живы, получив лишь легкую контузию. В квартире вынесло окна и двери.
Со складов Аммональной пади школьники нередко таскали небольшие снаряды к 30-мм артустановкам. У них эти боезапасы регулярно изымала милиция.
В 1997 году на территорию артсклада в Аммональной пади со стороны Кабан-ручья беспрепятственно зашли журналисты. На тот момент ограждение военного объекта отсутствовало. Часовые на вышках не видели проникновения людей, потому что те находились в «мертвой» зоне для визуального контакта. В общем, история получалась скандальная. Но что удивительно, никто из должностных лиц не понес наказания. Представители особого отдела камчатской военной флотилии решили, что это провокация, направленная на подрыв имиджа престижа военной службы. Поэтому наказывать кого-либо из должностных лиц они посчитали ненужным.
Камчатские СМИ тогда активно подключились к вопросу обсуждения безопасности жителей Петропавловска-Камчатского, проживающих в районе злополучного арт-склада. Напомню, что проникновение на его территорию произошло во время операции «Вихрь-антитеррор». Тогда, усилиями местных журналистов военных вынудили в срочном порядке перевести все взрывоопасное имущество с территории Аммональной пади, находящейся в черте города, в Южные Коряки (Елизовский район). Снаряды с истекшими сроками хранения с нарушением правил безопасности складировали на территории артиллерийского склада в Южных Коряках. Пожалуй, с тех пор и затикали часы подрывного механизма, который сработал 1 октября 2005 года.

Большой взрыв
склад
В этом году исполнилось десять лет с того памятного октябрьского дня, когда рядом с поселком Южные Коряки в Елизовском районе взорвались склады с авиационными, морскими и армейскими боеприпасами. Напомню нашим читателям, что 1 октября 2005 года на военном складе боезапаса произошел пожар, а затем серия мощных взрывов. Из двадцати пяти складских сооружений пострадали десять. В момент пожара людей на складах и в непосредственной близости от них не было. Но только для полной ликвидации пожара потребовалось около трех суток. Из зоны в радиусе 15 километров от горящих складов были эвакуированы около восьми тысяч жителей семи населенных пунктов. В результате пожара был нанесен большой материальный ущерб гражданскому населению. Снаряды взрывались даже в Южных Коряках. Один из боеприпасов упал около расположенного там оперативного штаба по ликвидации чрезвычайной ситуации, после чего штаб пришлось эвакуировать в поселок Раздольный.
На территории склада горели 14 открытых площадок хранения боеприпасов, взорвались три заглубленных склада, площадь горения составила 19600 квадратных метров, имелась угроза взрывов и распространения пожара на соседние площадки хранения боеприпасов. Вся эта смертоносная заначка, предназначенная для постепенной утилизации, представляла угрозу населению Елизовского района, где проживали около девяти тысяч человек. В большинстве своем это пенсионеры, дети, женщины и множество дачников, которые как раз собирали урожай.
Взрывной волной и осколками в жилых домах окрестных поселков вынесло окна. Жители всех деревень в радиусе до 20 километров были эвакуированы, так что никто не пострадал. Тем не менее, большое количество домов было разрушено, в пределах от шести до восьми километров вокруг комплекса строения оказались сильно повреждены. Температура воздуха, по измерениям местных метеорологов, в радиусе 50 километров вокруг места пожаров увеличилась на 5 градусов. Даже в Петропавловске в половине седьмого утра, когда произошел самый сильный взрыв, в некоторых квартирах распахнулись форточки, а на улице сработали сигнализации автомобилей. Общая сумма ущерба превысила 166 миллионов рублей.
Силы милиции и МЧС были брошены на эвакуацию населения, сотрудники ОВД охраняли оставленные впопыхах жильцами дома и квартиры, перекрыли дороги, чтобы гражданские не могли ни пройти, ни проехать в опасные районы. На оцепленной территории постоянно попадались контуженые кошки, собаки, коровы и даже медведи. Когда канонада немного утихла, группа милиционеров при обследовании территории вокруг складов наткнулась на низенький домик. Навстречу им вышла маленькая, сухонькая пожилая женщина. Она наотрез отказалась покинуть свой дом, поскольку в пристройке у нее живет теленок. А ночью приходил медведь и хотел съесть теленка. Тогда женщина вышла навстречу дикому зверю и стала хлопать в ладоши, чтобы его отпугнуть. Видимо, даже медведь настолько обалдел от вида аплодирующей под взрывы снарядов и свист осколков старушки, что ушел восвояси, никого не тронув.
На подъезде к складам в кустах была брошена пожарная машина, которую буквально изрешетило осколками. Из-под днища навстречу людям выбежала белая кошка и сразу доверчиво полезла на руки. В милицейском УАЗике из съестного нашелся только кусок нарезного батона, зверек и от этого угощения не отказался. Правда, уходить кошка тоже не захотела, забилась обратно под разбитый автомобиль. Видимо, спасшись однажды, посчитала это место самым надежным.
В поселке на крыльце небольшого дома сидела женщина и улыбалась. Ракета буквально прошила насквозь ее жилище и застряла в фундаменте. Хозяйка сказала, что когда это случилось, она была дома, но осталась цела. Когда опомнилась от первого испуга, решила, что погибла ее собака. Но и пес оказался жив и здоров, ракета прошла аккурат между крыльцом и будкой. Ее соседке тоже «повезло», следующий боеприпас вспорол землю на огороде и застрял в стене ее дома. Все остались целы, только у коровы от испуга пропало молоко.
На дорогах у постов милиции стояли люди. Всем хотелось поскорее добраться до дома. Скопились межрайонные автобусы, которые должны были идти через зону транзитом, но пропускать пассажиров не спешили, любой шальной осколок мог стать роковым. В опустевших поселках курсировали автомобили сотрудников органов внутренних дел. Важно было не допустить разграбления брошенного жилья. 5 октября прошел слух, что поймали мародера. Оказалось, что патрульно-постовая служба милиции задержала человека, который ночью пробирался по улице с мешком за плечами. В мешке оказалась норковая шуба. Но скоро все выяснилось. Жена задержанного не могла спокойно жить, зная, что в оставленной квартире висит без присмотра дорогая обнова. Ее муж, рискуя жизнью и здоровьем, пустился в опасное путешествие, чтобы принести своей любимой ее шубу.
И тогда никто не погиб. Были пострадавшие с порезами от битых оконных стекол, несколько человек были доставлены в больницу с сердечными приступами, но все остались живы.
Сколько еще можно испытывать судьбу? Грозит ли Камчатке повторение октябрьского кошмара 2005 года? Конечно, грозит. Если учитывать, как развивались события накануне взрыва, и что привело хранящиеся боеприпасы к взрывному исходу.
В 1998 году была сокращена 99-я дивизия на Чукотке. Весь арсенал дивизии был перевезен на Камчатку, в основном, в Южные Коряки. Боеприпасы перевозились в спешном порядке, для их складирования не хватало специально оборудованных площадок и хранилищ. От старости деревянная укупорка снарядов (на Чукотке они хранились под открытым небом) рассыпалась, и стеллажи со снарядами иногда обрушивались. В сложившейся ситуации, когда нарушались все правила безопасности хранения боезапасов, до беды оставался один шаг. Часовой механизм, запущенный с легкой руки командующего Группировкой войск и сил вице-адмирала Дорогина, стал тикать быстрее, со всеми вытекающими последствиями, о которых мы рассказали выше.

Что изменилось с тех самых пор?
С 2011 году возле Южных Коряк снова громыхнуло. Как оказалось, боевые части с реактивных систем залпового огня (РСЗО) выслужили сроки хранения. Взрывчатое вещество в ракетах этого комплекса находилось в жидком состоянии. Срок хранения такого взрывчатого вещества составляет 15 лет. По истечению срока хранения «гремучая жидкость» проела металлические оболочки боевой части и стала выливаться на стеллажи для хранения, образовывая небольшие лужи. Если уронить в подобную лужицу хотя бы гаечный ключ, произойдет детонация. Вот такой боезапас хранился рядом с поселком Южные Коряки. Когда появились первые протечки взрывчатого вещества, военные забили тревогу, и тогда принято беспрецедентное решение вывозить ракеты и взрывать их рядом с артиллерийским складом всего в
800-х метрах от ограждения. Перемещать на большее расстояние взрывоопасные боевые части ракет было нельзя.
После подрыва хранилищ и площадок в 2005 году началось мощное строительство новых защитных сооружений для хранения оставшихся боеприпасов. Строительство не закончено до сих пор. Нужно построить еще, как минимум, восемь хранилищ обвалованного типа. Строительство ведет «Спецстрой России». А значит, завершение строительства, нам ждать придется еще очень долго.
К тому же, сокращен личный состав военных баз. Постоянно сокращается объем выделяемых денег на их содержание. Взрывоопасное имущество хранится с нарушением требований нормативных документов. Не хватает специалистов, досконально разбирающихся в тонкостях хранения определенных видов боеприпасов. Наши камчатские арсеналы до сих пор напоминают бомбу с заведенным часовым механизмом. И никто не знает, когда рванет…

Вячеслав СКАЛАЦКИЙ,
Иван ТИМОФЕЕВ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × три =