16 августа этого года в администрации закрытого административного территориального образования (ЗАТО) Вилючинск состоялось заседание по подготовке к осенне-зимнему периоду. Инициатором заседания выступила вилючинская прокуратура. Они встревожились не напрасно: в донесениях о подготовке муниципальных и городских образований к осенне-зимнему периоду напротив Вилючинска стояли не цифры в процентах, а сермяжный ноль.
Причем ноль переходил из одного донесения в другое. Шли дни, а картина не менялась. Этот ноль неспроста, подумали прокурорские работники и объявили о заседании.
На встрече присутствовали руководители муниципального унитарного предприятия «Горячее тепло-водоснабжение» (МУП «ГТВС»), глава администрации Вилючинска Владимир Васькин, заместитель местного прокурора, представители управляющих компаний, руководители вилючинского участка ОАО «Славянка», председатель Комитета по управлению муниципальным имуществом Алексей Антипин и руководитель ГУП «Камчатскэнергоснаб» Андрей Абоимов. Председательствовал на совещании министр ЖКХ и энергетики Камчатского края Сергей Кондратьев.
Представитель прокуратуры пытался найти ответ на вопрос, готов ли Вилючинск к ОЗП или нет. Ответ не заставил себя долго ждать и прозвучал примерно так, скорее «нет», чем «да». Вопрос «Почему?» тут же утонул в претензиях к самим местным прокурорским работникам. Общий смысл их сводился к одному сложноподчиненному предложению: «Если бы они читали заявления, написанные в прокуратуру руководством МУП «ГТВС», то такого вопроса не возникло бы». Прокурорский заместитель честно попытался погрузиться в проблему, но у него, на мой взгляд, ничего не получилось. Там же, на заседании он был огорошен новостью о том, что МУП «ГТВС» находилось на грани техногенной катастрофы.
Как выяснилось, ранее, при генеральном директоре МУП «ГТВС» Руслане Горанько, на предприятии были произведены фиктивные экспертизы взрывоопасного оборудования (сосудов под давлением, то есть паровых котлов).
Экспертизы проводило местное предприятие ООО «КамчатТехэксперт» с просроченной лицензией. Согласно их исследованиям котлы выдерживали давление в 13 атмосфер, но исследования, проведенные ООО «Камчатский учебно-аттестационный и технико-диагностический центр» показали, что котлы могут выдержать максимальное давление в девять атмосфер. Если бы операторы котельных установок, на 90 процентов состоящие из женщин, подняли давление хотя бы до десяти атмосфер, последствия были бы катастрофическими. Взрыв на котлах повлек бы за собой человеческие жертвы и выход из строя дорогостоящего оборудования. Если бы это случилось зимой, то весь Вилючинск остался бы без тепла и горячей воды. И тогда дальневосточный стратегический форпост России на некоторое время перестал бы существовать. Ситуация усугубилась тем, что грамотных специалистов с котельной убрали под разными предлогами. Набрали новичков, которых даже не успели аттестовать, т.е. допустить установленным порядком к обслуживанию техники, не успев им написать должностные инструкции.
Провести ревизию имущества, отремонтированного оборудования на предприятии, бухгалтерского учета, трудовых договоров, и т.п. было невозможно. Этому всячески препятствовала прежняя администрация Вилючинска. Бывший директор Руслан Горанько уволился, не передав дела, главный бухгалтер Юлия Тесленко уволилась, также не передав дела. Бухгалтерский учет находился в состоянии хаоса. Работники массово подавали иски в суд. Протесты прокурора следовали один за другим. Работа предприятия, по сути, была парализована.
Особенно показательным выпало стать ситуации с ремонтом мазутопровода. Деньги были освоены, акты на ремонт подписаны, мазутопровод остался неисправным. Мазутохранилище оказалось непригодным для эксплуатации. В бетонные емкости просачивалась вода. Попытка нового руководства МУП «ГТВС» направить специалистов на мазутохранилище, чтобы сделать анализ того, что там находилось, была саботирована администрацией. Работникам лаборатории отказались выписывать пропуска в ЗАТО Вилючинск. Серия умышленных банкротств управляющих компаний – должников МУП «ГТВС» ускорила финансовый крах предприятия. В декабре 2011 года без основания (нет договоров, нет расчетов) была повышена зарплата работникам МУП «ГТВС», а уже в марте предприятие объявили банкротом.
В течение одного года с небольшим прибыльное предприятие МУП «ГТВС» стало финансово-несостоятельным. Было поставлено под угрозу нормальное функционирование социально-экономической сферы стратегического объекта Министерства обороны Российской Федерации. Смешно сказать, на главных котельных Вилючинска нет автономного резервного источника электроэнергии (!).
При подведении итогов анализа ситуации на очень социально-значимом объекте МУП «ГТВС» бросается в глаза вал безмозглых производственных и финансовых решений. Словно умышленно кто-то вел к краху всю систему вилючинского ЖКХ. Нередко действия должностных лиц носили настолько безграмотный и абсурдный характер, что поневоле их можно заподозрить в злом умысле.
Поэтому для меня слова, прозвучавшие из уст руководителя МУП «ГТВС» Валентины Чечель, не явились неожиданностью: «В настоящий момент гарантировать бесперебойную работу оборудования предприятия не представляется возможным». И далее: « На основании этого, прошу органы местного самоуправления в соответствии с ФЗ-131 ФЗ принять меры:
– а именно, обеспечить Вилючинский округ альтернативными источниками обогрева;
– осуществить комплексную проверку оборудования, включая имущество, которое не было передано (Работать совместной комиссией для Инвентаризации, от которой ранее уклонялись).
В противном случае я буду вынуждена прекратить эксплуатацию оборудования на основании данных экспертизы о промышленной безопасности».
Заместитель местного прокурора отреагировал «правильно»: сделал вид, что не понял. Остальным участникам совещания показалось, что заявитель сгущает краски. Мне сдается, что сказана еще не вся правда. И впереди нас ждут новые нерадостные открытия. Боюсь, что у вилючинского прокурора в донесениях о готовности к ОЗП теперь появится кое-какие цифры, но с минусом.
На вопрос «Вилючинск к зиме готов?» он может теперь со спокойной душой ответить: «Нет».
Вячеслав СКАЛАЦКИЙ.