Мужчину, напавшего на картину Ильи Репина в Третьяковке, взяли под стражу
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с представителями музея в понедельник, 28 мая, показала журналис-там повреждения картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (более известную под ошибочным названием «Иван Грозный убивает своего сына»), на которую напал 37-летний вандал, житель Воронежа Игорь Подпорин.
Картина была повреждена в пятницу, 25 мая, тремя ударами выломанным из ограждения металлическим прутом по стеклянному корпусу на раме. В результате ударов стекло, защищавшее работу от колебаний температурно-влажностного режима, было разбито. Картине нанесены серьезные повреждения. Холст прорван в трех местах в центральной части работы на фигуре царевича. От падения стекла сильно пострадала авторская художественная рама. По счастливой случайности самое ценное и труднее всего поддающееся реставрации — изображения лиц и рук царя и царевича — не пострадало.
Через три дня после случившегося Подоприн был взят под стражу: суд согласился с тем, что, оставаясь на свободе, он может совершить новые преступления. Однако мотивы, побудившие воронежца совершить акт вандализма, пока остаются неясными. Был ли это приступ безумия, «синдром Герострата» в стремлении прославиться столь чудовищным образом, Или нечто другое?
Пока у следствия не вызывает сомнений только одно: в момент нападения на полотно Игорь Подпорин был пьян. Причем, предположительно, спиртное он употреблял не в буфете Третьяковки с его ресторанными наценками, а принес водку с собой в бутылке из-под минеральной воды. «Приехал посмотреть на картину. В восемь вечера зашел, уже хотел уходить и выпил в буфете сто граммов водки. Водку не пью, вот и накрыло», — рассказал полицейским задержанный с поличным вандал.
«Он был очень пьяным, — рассказывали потом журналистам сотрудники галереи. — Схватил стойку от ограды, бросил. Подбежала охрана, там же его и скрутили».
Однако музей является общественным местом, где запрещено находиться в состоянии, оскорбляющем человеческое достоинство. В подобной ситуации смотрителям следовало вызвать охрану и как минимум удалить посетителя, который выпил лишнего. Более того, как сильно пьяный человек мог выломать из ограды тяжелую стойку, изловчиться и бросить в картину, причем сделать это так, чтобы не заметили сотрудники музея?
Отметим, что все предпосылки к чрезвычайному происшествию в Третьяковке были налицо. Воронежский вандал продолжил целую традицию. Многострадальное полотно Ильи Репина, написанное потрясенным художником в 1881 году, после убийства императора Александра II народовольцами, давно вызывало в обществе неоднозначную реакцию, и уже не раз становилась объектом скандальной хроники.
В 1913 году «Иван Грозный и сын его Иван» пострадала от ножа старообрядца-иконописца по имени Абрам Абрамович Балашов. Он нанес три удара ножом по лицам изображенных c криком: «Довольно крови! Долой кровь!» Впоследствии Балашов был помещен в дом душевнобольных, а тогдашний хранитель Третьяковской галереи художник Георгий Хруслов, узнав о произошедшем, бросился под поезд.
100 лет спустя «Иван Грозный и сын его Иван» вновь сотрясали умы сограждан. Известный боец за чистоту помыслов и борец за канонизацию Иоанна IV Василий Бойко-Великий с группой товарищей обратились к министру культуры Владимиру Мединскому с открытым письмом. В коем требовали убрать полотно из экспозиции Третьяковской галереи, как содержащее «клевету на русский народ, на русское государство, на русских благочестивых царей и цариц».
Весьма странным выглядит и то, что картина, которой вандал из Воронежа нанес повреждения, оцениваемые в полтора миллиона рублей, не была застрахована. Как рассказала директор Третьяковки Зельфира Трегулова, по закону страховка картинам в музее не требуется. Такие требования возникают только при перевозке экспонатов. Но при том, что нападения сумасшедших вандалов на всемирно известные полотна и статуи в последние десятилетия участились, подобная предосторожность, на наш взгляд, была бы не лишней.
В 1972 году: статуя Микеланджело «Пьета» была серь-езно повреждена, когда душевнобольной Ласло Тот ударил ее геологическим молотком со словами «Я — Иисус Христос, восставший из мертвых!» Преступник провел два года в итальянской больнице для душевнобольных, после чего был депортирован на родину в Австралию.
Но пока все меры, предпринятые руководством Третьяковки, сводятся лишь к требованиям Зельфиры Трегуловой ужесточить наказание для вандалов, а также исключить алкоголь из меню буфета при музее. Вряд ли эти условия смогут остановить потерявшего разум варвара. В отличие от усиления охраны по-настоящему бесценных экспонатов.
По материалам
российских СМИ