Вторник, 16 апреля, в Петропавловске-Камчатском выдался холодным, унылым и промозглым. Камчатка осторожно трогала замершими пальцами еще не оттаявшие струны весны. Заблудившееся где-то тепло пыталось пробиться на полуостров сквозь очередной арктический антициклон, но затянувшаяся зима всё не выпускала российское северо-восточное взморье из своих цепких объятий.
И всё же, вопреки стылой погоде, в краевом центре пробились побеги очередных сколковских причуд в виде «стратегической сессии, посвященной сохранению и развитию территории Халактырского пляжа». Стратегическое мероприятие началось в 9 часов 30 минут и закончилось в 19 часов по местному времени того же дня. В нём приняли участие представители администрации ПКГО, региональных властей, депутатского корпуса городской думы, экологических, общественных организаций и т. п.
Самый известный камчатский пляж на Тихом океане получил свое название от одноименной реки Халактырка, рассекающей у южного основания полосу прибрежных песков. Пляж тянется на сорок километров с юга на север, обрываясь устьем реки Налычева. В недавнем прошлом эта полоса берега имела стратегическое значение только лишь с точки зрения военного искусства. Здесь находился укрепрайон, созданный для обороны самого десантно-опасного участка на полуострове.
Несмотря на то, что речка Халактырка загрязнена настолько, что её воду запрещено использовать даже для бытовых нужд, люди обустроили на её берегах места для отдыха. Помимо неё, около шести километров песчаного побережья океана особенно полюбились жителям и гостям полуострова. Сегодня часть Халактырского пляжа, наиболее близко расположенная к краевому центру, стала объектом для стратегического изучения теперь уже сугубо гражданскими лицами.
До 2020 года никаких особых проблем с использованием территории прибрежных песчаный угодий не возникало, за исключением дороги на сам пляж, которая по документам является техническим проездом, не принадлежащим на праве собственности Петропавловск-Камчатскому городскому округу. Однако ухаживать за излюбленным местом горожан и туристов, а также обслуживать дорогу к нему по требованию региональных чиновников пришлось городским властям, повесившим на шею очередной кирпич немалых затрат.
Халактырское побережье было и осталось диким, потому что оно не предназначено для купания и не может называться пляжем. Средняя температура воды на камчатском побережье Тихого океана составляет меньше десяти градусов. Воздух в летние месяцы здесь прогревается до плюс восемнадцати градусов по Цельсию. Солнечных дней в году на суровых берегах Петропавловска-Камчатского набегает не больше шестидесяти, так что загореть и покупаться получается только у людей со специальной подготовкой.
Обычно на дикое побережье приезжают исключительно за экзотикой. Жители и гости полуострова едут на океан, чтобы насладиться терпким морским воздухом, встретить рассвет, полюбоваться первозданной природой и заняться серфингом. Наибольший пик посещений «Халактырской точки притяжения», «места силы», «креативного вакуума», «черной арт-дыры» приходится на вторую половину июля, август и первую половину сентября.
Ради чего, спрашивается, представители региональной власти качают «халактырскую лодку», мучая друг друга малопонятным термином «стратегия»? На военно-морском флоте давно бытует практика, когда командир, не ведая, что делать, объявляет построение личному составу. Если военачальник не знает, о чём говорить, то устраивает общий разнос в духе «вода недостаточно мокрая, мачта слишком прямая». И главное, он придает своему бессмысленному действию некую «стратегическую» направленность, упиваясь перед строем медленным течением своих обрывочных рассуждений и резюмированием, мягко говоря, спорных умозаключений. Чем дольше длится построение, тем более «стратегическим» оно выглядит в глазах командира. Главное – не важно, что будет потом и каков последует результат. Бессмысленность производимого действия и есть итог, который всегда можно повторить без ущерба для своего здоровья. При этом чем чаще повторять, тем более стратегическим будут казаться эти мероприятия.
Стратегическая сессия, можно сказать, вернула меня во флотские будни и напомнила о военно-морских «стратегах».
Так что остается пожелать участникам стратегической сессии набраться терпения, чтобы и дальше следовать предлагаемым стратагемам – бессмысленным и беспощадным.
Справка «Вестей»
Стратегия – искусство руководить действиями какого-нибудь коллектива для достижения общих, главных целей в его борьбе за что-либо.
Вячеслав СКАЛАЦКИЙ