СТАТИСТИКА ПОЧТИ ВРЕТ

Сравнение магазинных цен почему-то всегда расходится с официальными данными

Интересно, почему благостные цифры Росстата об уровне инфляции в стране вызывают не вполне печатные реплики у тех, кто регулярно ходит в магазин и видит, как стремительно растут итоговые суммы в чеках. Сравнение магазинных цен почему-то всегда расходится с официальными данными. Вот вам свежие примеры.

В вышедшем на днях докладе Росстата сообщается, что цены на продовольственные товары (без алкогольных напитков) выросли в нынешнем году за девять месяцев всего ничего – на каких-то 1,3%. Сущие пустяки, не правда ли? Можно пережить и официальные 5% роста цен на те же продовольственные товары за период с сентября прошлого года по сентябрь нынешнего. Но личный магазинный опыт любого из нас никак не подтверждает эти цифры Росстата.

Нет, это не подтасовки, это специальная лукавая методика, благодаря которой у статистического ведомства и получаются красивые таблицы. Дьявол, как известно, кроется в деталях. А они таковы: при расчете индекса цен на продовольствие специалисты анализируют изменения в стоимости многих десятков продуктов, включая, например, консервы, мороженые кальмары, варенье и прочие съедобные товары. В итоге выходит та самая «нестрашная» средняя цифра, которая изумляет обычного гражданина, покупающего почему-то не кальмаров с вареньем, а крупу, мясо, молоко, яйца.

Давайте посмотрим, как росли цены именно на эти продукты в регионах. И сравним недавний сентябрь 2019-го с сентябрем 2018-го. Начнем с мяса и птицы (такова статистическая градация), занимающих важное место в рационе наших граждан. Официальный индекс цен по этим продуктам, рассчитанный в среднем по стране, – 4,6%. Но во многих субъектах эта цифра вызывает недоуменную усмешку. К примеру, в Мурманской области говядина (кроме более качественного бескостного мяса) подорожала с 388,14 рубля до 444,45, или на 14,5%. Согласитесь, это куда как существенно. Что касается бескостной говядины, то 1 кг ее стоит в той же Мурманской области в среднем 566 рублей. В Москве еще дороже – 587 (третье место в стране после Камчатского края и Чукотского автономного округа). Да уж, если приходится отдавать полтысячи за кусок обычного мяса, значит, оно становится деликатесом, доступным далеко не каждой семье.

В каждом пятом регионе цена на говядину с костями увеличилась за год на 10–19%. В этом списке Ставропольский, Красноярский, Алтайский края, Хакасия, Адыгея, Кемеровская, Тульская, Ярославская, Омская области и другие.

Теперь посмотрим на рынок курятины, которая в два с лишним раза дешевле говядины, – наша палочка-выручалочка. Из 75 кг мяса, потребляемого средним россиянином в год, на кур приходится больше всего – 33 кг, на свинину – 26, на говядину – 15. Но цены растут и на мясо птицы, причем весьма ощутимо. В Иркутской области килограмм охлажденных кур подорожал за год со 160,51 рубля до 188,52, или на 17,4%. В Красноярском, Забайкальском краях, Челябинской, Орловской, Псковской, Мурманской, Ярославской областях этот индекс составил 12–15%. А в целом по стране – на 5,9%.

Что еще привлекает внимание на нашем мясном рынке? Вот, скажем, индюшатина, недешевый продукт даже для людей с достатком. Это мясо тоже подорожало на 9,4%, а в ряде регионов – и на 15%. Впрочем, в 11 субъектах РФ индейка подешевела. Секрет прост: в этих регионах стали разводить птицу, что, понятно, отразилось на ценах. Оказывается, можно ими управлять, если создавать привлекательные условия для хозяйств.

Впечатляющий пример – быстрое увеличение в России производства свинины, которое выросло за пять лет на четверть, с 3 млн до 3,7 млн тонн. Здесь большую роль сыграла государственная поддержка в области импортозамещения. И вот вам удивительный факт: средняя цена на свинину за год не только не увеличилась, а даже снизилась – и в целом по России, и в половине регионов. В остальных субъектах Федерации рост был незначительный. Чем не пример?

Но по многим другим важнейшим продуктам картина совсем иная. Крупа овсяная и перловая подорожали в России за год в среднем на четверть, а в ряде регионов – на 30–40%. Цена на популярную у наших граждан гречку ядрицу увеличилась в каждом четвертом регионе на 20–40%. Существенно больше приходится платить теперь за куриные яйца, вермишель, сыр. Молоко питьевое цельное пастеризованное жирностью 2,5–3,2% подорожало в среднем на 7,4%, но в Астраханской области – на 27%, в Кемеровской – на 16, в Ленинградской – на 13. Цена на сливочное масло выросла за год на 10,88%, а в Тульской области – на 28%, в Астраханской – на 24%, в Ростовской – на 17%:

Такова реальная картина, которую не видно за средними, «благополучными» цифрами инфляции. Продукты дорожают, и не всем россиянам они доступны. Во II квартале нынешнего года в ходе масштабного исследования того же Росстата выяснилось, что в наше время почти миллион сограждан живут впроголодь, в унизительной, страшной нищете, еще у 18,5 млн россиян (14,1% домохозяйств) денег на еду хватает, но покупать одежду и оплачивать услуги ЖКХ затруднительно. Это прозябание за чертой бедности. На обочину жизни выброшены почти 20 млн россиян! Прибавьте к ним еще 70 млн россиян, которые не могут себе позволить покупку товаров длительного пользования.

На этом фоне успокаивающая статистика по инфляции в стране звучит песенкой с известным припевом: «Все хорошо, прекрасная маркиза…»

Кстати. По недавнему прогнозу министра экономического развития Максима Орешкина, годовая инфляция в России составит менее 3% уже в январе 2020-го. А по итогам текущего года она ожидается на уровне 3,2–3,7%.

(www.trud.ru)