5 октября этого года комиссия по рассмотрению предложений об установке памятных знаков и мемориальных досок на территории Петропавловск-Камчатского городского округа приняла решение, заслуживающее попасть в газету. Комиссия рассмотрела вопрос (цитирую): «Согласование барельефов с изображением эпизодов из истории города Петропавловска-Камчатского, которые планируются к размещению на сопке Никольская».
Речь шла об установке металлических сооружений длиной 20 и 10 метров и высотой около 3 метров. Черные железные плиты планируют закрепить на подпорной стене вдоль дороги, ведущей на Никольскую сопку. На художественных ценностях барельефов остановлюсь чуть ниже.
Вначале представим себе масштабы предлагаемой безвкусицы.
Во-первых, человек, который хоть раз поднимался на Никольскую сопку, помнит, что ширина дороги составляет около трех с половиной метров, поэтому любому созерцателю будет трудно охватить взглядом черный металлический лист длиной 20 метров. Во-вторых, главной доминантой дороги, да и всей Никольской сопки будут несколько огромных черных металлических досок с барельефами, имеющими сомнительную художественную ценность. В-третьих, после осадков черные внушительных размеров железные плиты покроются потеками ржавчины, следовательно, после дождя или снегопада бригада чистильщиков должна будет в оперативном порядке зачищать ржавые разводы.
Но это еще полбеды. Поговорим о художественных ценностях. На огромном панно половина пространства будет отдана изображениям чаек, контуров гор и облаков. Они поневоле дают ощущение главной ценности барельефов. И потом, согласитесь, невозможно на листе железа передать ощущение легкости полета птиц, движения облаков и погружения в бесконечное воздушное пространство на фоне едва уловимой суровой красоты горных хребтов, ломающих своими контурами горизонт нежно-голубого камчатского неба. Поэтому бессмысленно впрягать в одну повозку осла и трепетную лань.
Вспомним греческие барельефы, на которых изображены масштабные битвы, например, Богов с Титанами. Там рельефно проступают фигуры участников битвы, но при этом вы не увидите на дальнем фоне облаков, летящих птиц, гор и т. п. Искусство барельефа имеет свои художественные законы, и не нужно придумывать велосипед – надо лишь следовать этим законам. На мой вопрос, «зачем вешать на стены столь огромные железные плиты?» – представитель камчатских ваятелей – заместитель начальника управления архитектуры и земельных отношений ПКГО Александр Севостьян изрек, что нужно было чем-то закрыть серую бетонную подпорную стенку. Он пояснил, что закрывать ее камнем по примеру других подпорных стенок города очень затратно. Получается, закрыть стенку огромными черными железными листами будет дешевле? В таком случае лучше не мучить себя барельефами, а заказать ровные чугунные плиты на прокатном стане.
В нашем городе пока еще неизвестные авторы дерзнули изобразить на железе значительную часть истории Камчатки. Наверное, они очень старались сделать это хорошо, им просто не хватило таланта и умения, а заказчик же явно погорячился, доверившись своему художественному чутью. Уверен, столь масштабный (назовем его изобразительным) проект требует оценки, в первую очередь сообщества наших художников. Почему же на столь важное заседание комиссии по установке памятников и мемориальных досок при администрации ПКГО их не пригласили?
Вообще не везет нам на архитекторов Петропавловск-Камчатского городского округа. Всем памятен последний скандал, связанный с тем, что заместителем начальника управления архитекторы, градостроительства и земельных отношений мэрии города был назначен некто Антон Гутман (бывший Шишлянников), который на поверку оказался бывшим уголовником-рецидивистом с фальшивым дипломом об архитектурном образовании. Любопытно узнать: у нынешнего архитектора – мастера «прокатного стана» подлинность диплома проверяли? Похоже, что нет.
А что же члены комиссии? Большинством голосов они проголосовали за масштабное «железо». Назовем проголосовавших «за» поименно: Лилиана Соловьева, Елизавета Плэнгэу, Ирина Витер, Наталья Киселева.
Против данного решения выступил лишь ваш покорный слуга.
Вячеслав Скалацкий