РЕДАКТОРСКАЯ КОЛОНКА

Вся прошлая неделя прошла при непрекращающихся встрясках земной коры Камчатки и комментариях директора регионального филиала Единой геофизической службы Российской академии наук (РАН) Данилы Чеброва.

Из того, что прежде наговорил этот молодой ученый после землетрясений 18 августа 2024, 20 июля 2025 и, наконец, 30 июля 2025 года, у меня сложилось впечатление, что господин Чебров разглагольствует, пуская дымовую завесу из неправильно построенных предложений и соответственно искаженных смыслов. Он по-прежнему заявляет, что (цитирую): «Петропавловску повезло, по целому ряду причин интенсивность сотрясений в городе была ниже ожидаемой при событии такого масштаба… (А какую интенсивность ожидал господин Чебров? Если верить его предыдущим высказываниям, то землетрясения с такой мощностью как 30 июля этого года вообще быть не должно. – Прим. ред.) Здесь без вмешательства высших сил не обошлось, потому что это просто вот реальное чудо».

Оценивая последствия последнего землетрясения, господин Чебров заявил, что окончательные выводы еще не сделаны (цитирую): «Чехарда данных, а также скрытый характер повреждений и заставили нас сомневаться в итоговой оценке».

Что касается чехарды данных, то хотелось бы прояснить, какой смысл молодой ученый вкладывает в понятие «чехарда данных»? То есть если понимать его слова буквально, то поступившие в руководимый им региональный филиал Единой геофизической службы РАН данные не были систематизированы и оценены с точки зрения корректности. Для чего тогда, спрашивается, существует его филиал, если он спустя месяц не может разобраться в этих данных?

Младоученый почему-то уверен (цитирую): «Что большинство строений в Петропавловске даже при худшем развитии событий не рассыплются, как груда камней. Они сложатся, что называется, со всем почтением, без коллапса, сохраняя конструкцию. Их качественно проектировали».

Предположу, что дело не столько в проектировании строений, а в использовании высококачественных строительных материалов и, как сейчас принято говорить, компетенциях застройщиков. Например, трехэтажный дом номер 37 на улице Владивостокской (административное здание бывшего автобусного парка) был построен хозспособом в начале 70-х годов прошлого века, его проектирование, следовательно, было далеко от совершенства. Во время всего периода землетрясения 30 июля 2025 года я находился на третьем этаже вышеуказанного здания. После сравнил личные впечатления от произошедшего с отзывами людей, которые находились в правильно спроектированных зданиях. Должен сказать, что здание на улице Владивостокской, 37 выглядит более сейсмостойким по сравнению с жилыми домами №№ 6, 8, 10, 12, 14 на одноименной улице и домами №№ 2, 4, 6 на улице Кроноцкой. Все эти дома находятся в непосредственной близости от здания, в котором я находился. Затем ваш покорный слуга осмотрел расселенные дома на улице Океанской и Владивостокской. Большинство из них не пострадали, хотя и находятся в аварийном состоянии, если верить официальному заключению. Эти дома проектировались и строились еще в конце 50-х годов прошлого века, уверен, тоже не лучшим способом.

Вообще, рассуждая о столь специфических узкопрофессиональных вопросах, как строительство жилья, нужно быть острожным в оценках, касающихся проектирования и качества строительства. Чувствуется, что у нашего молодого ученого явно не хватает знаний в этой области.

Далее, называя наиболее сейсмоопасные районы краевого центра, он почему-то указал только один (хотя их значительно больше), где расположена старая краевая больница. Однако среди зданий старой краевой больницы пострадало единственное строение. И потом непонятно, где проходит граница района (извините за нечаянную рифму) краевой больницы.

Еще приведу загадочный, с точки зрения местной сейсмической медийной звезды, господина Чеброва, пример – возникновение заметных трещин на фасадной стене здания бывшего областного комитета коммунистической партии Советского Союза на улице Ленинской, 52, там сейчас располагается краевой суд. Все остальные находящиеся рядом дома, построенные из мелких шлакоблоков, которые проектировали и возводили в конце 60-х годов прошлого века, не пострадали.

Что касается прогнозов, то Данила Чебров предупредил, что все возможно и (цитирую): «Расслабляться не стоит». Но это камчатцы поняли задолго до рождения самого прогнозиста.

Зачем, спрашивается, создавать шум у моря?

Вячеслав СКАЛАЦКИЙ