Пасмурное небо камчатского ноября ожидаемо «озарила» незаходящая звезда наших публикаций, заместитель председателя Правительства Камчатского края, главный куратор культуры, образования, спорта, вопросов, связанных с охраной объектов культурного наследия, неиссякаемый источник, полагаю, нелепых управленческих фантазий, не ломающийся генератор региональных креативных индустрий и гробовщик здравомыслия, сколковская засланка Александра Лебедева. В публичном телеграм-канале она заявила (цитирую): «Три дня работали большой командой Камчатского края на стратсессии по созданию кампусов (оказывается, у нас их будет несколько? – Прим. ред.). Представили результаты двухлетней работы над концепцией нового студенческого городка в самом центре Петропавловска-Камчатского… Камчатские студенты представили свою концепцию кампуса (официальное название «Кампус первооткрывателей». – Прим. ред.) как «нулевой километр» – точка отсчета». Вообще, официально «нулевым километром» в краевом центре считается западный угол здания кассы филармонии, находящейся на улице Ленинской, 65, впритык примыкающий к старому, безобразному, на ладан дышащему деревянному строению – главному региональному офису «Почта России». Видимо, из-за сокрушительного диссонанса студенты предложили перенести «нулевой километр» на 900 метров западнее официального. И то верно, зачем следовать правилам географии при строительстве воздушных замков?
Здесь уместно вспомнить, как «кампусную» тему озвучила другой член сколковской «секты», и. о. ректора Камчатского государственного университета им. Витуса Беринга Ольга Ребковец (цитирую): «Кампус – это точка притяжения талантливой молодежи со всей страны и даже мира, в первую очередь по тем направлениям, которые можно и нужно изучить на Камчатке. Это вулканология, сейсмология, океанология, биоразнообразие, этнолингвистика, то есть языки коренных малочисленных народов. То есть такой кампус-хаб, в котором исследователи со всего мира смогут получить поддержку, а самое главное – встретиться с коллегами-учеными, чтобы изучать Камчатку и развивать камчатскую, отечественную и мировую науку. Это будет место, где молодежь сможет учиться, развиваться и работать. Верим, что кампус станет научным центром мирового уровня… Уверена, учеба на Камчатке – больше, чем учеба» (это же просто видоизмененная речь Остапа Бендера про строительство Нью-Васюков из знаменитой книги Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев»! – Прим. ред.).
Ранее, видимо, в приступе очередного управленческого ошаления, госпожа Ребковец заявила (цитирую): «По сути, нам предстоит глобальная задача: повернуть на Камчатке и на всём Дальнем Востоке «реки» вспять: остановить отток людей с этих территорий, показать, что это настоящее место силы (И то верно. Выпускники камчатских школ испытывают очень СИЛЬНОЕ, я бы сказал, непреодолимое желание уехать на материк для продолжения учебы. – Прим. ред.)». Любопытно узнать, кем себя возомнила госпожа Ребковец – главной шаманкой Дальнего Востока?
Как бы ни старалась одна сколковская ораторша Ольга Ребковец взять верх над другой – Александрой Лебедевой, соревнуясь в абсурдной, вычурной трескотне, у неё ничего не получается. Видимо, госпожа Лебедева в Сколково училась лучше, или «место силы» на неё действует по-особенному. В их негласном состязании «сморозить круче!» на сегодняшний день главная камчатская креаторша пришла к финишу первой в основном благодаря своему последнему «кампусному» заявлению (цитирую): «При его (кампуса. – Прим. ред.) создании мы вдохновляемся примером первопроходцев-участников великих камчатских экспедиций под руководством Витуса Беринга, их стойкостью, любопытством и несгибаемой волей и характером. Образовательные программы, новые научные лаборатории, программно-продуктовый подход, расчет финмодели и окупаемости – работа кипела даже не до поздней ночи, а до раннего утра».
Оказывается, системный строительный кризис в регионе возник из-за того, что проектировщики и строители не вдохновлялись примером «первопроходцев-участников великих камчатских экспедиций под руководством Витуса Беринга, их стойкостью, любопытством и несгибаемой волей и характером». Только пока не понятно, чего нашим строителям не хватает больше – то ли стойкости, то ли любопытства или всё-таки несгибаемой воли и характера? Между тем Камчатка как «место силы» сейчас и на десятилетия вперед попала в кадровый кризис в области образования, не говоря уже о других отраслях. В краевом центре не хватает около сорока процентов учителей средних общеобразовательных школ, да и самих средних учебных заведений тоже. Бывший педагогический институт, а ныне университет имени Витуса Беринга, к сожалению, не готовит учителей-предметников по таким направлениям, как: география, математика, физика, химия, ботаника, анатомия, биология, физическая культура.
Если верить фантазиям сколковских пташек, то все проблемы с образованием на Камчатке, да и всём Дальнем Востоке, решит магический загадочный кампус. Теперь настало время ответить на вопрос, что это за волшебство. Оказывается, камчатский кампус – это большой студенческий городок, рассчитанный на пять тысяч студентов, который планируется построить до 2030 года.
Мечты, мечты…
Вячеслав СКАЛАЦКИЙ