Недавно на Камчатке родилось новое предприятие, которое возникло в результате объединения АО «Зарубежнефть» с ООО «Геотерм». В итоге этого слияния родилось новое – ООО «ЗН-Геотерм». Новорожденное предприятие в настоящее время оформляет лицензии на добычу термальных вод на площади, примыкающей к Мутновской геотермальной тепловой электростанции ГеоЭС. Главная цель столь масштабных изменений в энергетике Камчатки состоит в том, чтобы рядом с Мутновской ГеоЭС построить еще одну теплоэлектростанцию мощностью 50 мегаватт. После строительства этой станции общий объём электроэнергии, добываемой на месторождении Мутновского вулкана, достигнет 100 мегаватт. Хорошо это или плохо?
Казалось бы, чем больше добывается энергии, тем лучше Камчатке. Однако всё выглядит не так радужно, как кажется на первый взгляд. Во-первых, на сегодняшний день в Камчатском крае существует переизбыток электроэнергии, т.е. её производят больше, чем могут взять потребители, поэтому электроэнергия дешеветь не будет. Во-вторых, если брать в расчет строительство туристического комплекса «Три вулкана» в бухте Жировая, который должен стать основным потребителем дополнительной электроэнергии с Мутновской ГеоЭС, то всё это еще вилами на воде писано. Возможно, новый энергетический задел планируется для уменьшения очень дорогой мазутной зависимости главных камчатских топок ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2. Скорость уменьшения объемов газа, добываемого в Соболевском районе, столь стремительна, что за четыре года голубое топливо может закончиться вовсе. К строительству газового терминала в бухте Раковой еще не приступали. Судов-газовозов водоизмещением 15 тысяч тонн, которые должны будут возить сжиженный газ из бухты Бечевинской в бухту Раковая, нет еще даже в проекте. Строительство одного такого судна на наших судостроительных заводах может затянуться на пять-семь лет. Не будем забывать при этом, что для двух таких судов-челноков необходимо построить два специальных аварийно-спасательных судна ледового класса (Авачинская губа и Авачинский залив в суровые зимы покрываются толстым слоем льда).
Полагаю, губернатору Камчатского края нужно решить, чему отдать предпочтение – строительству нового энергогенерирующего комплекса на Мутновском месторождении либо продолжать «гнуть» газовую линию. Но, даже приняв решение в сторону геотермальной энергетики, нужно учитывать, что это достаточно рискованное направление теплоэлектрогенерации.
Вот что о состоянии Мутновского вулкана говорит научный сотрудник института вулканологии и сейсмологии ДВО РАН Дмитрий Мельников: «На Мутновском вулкане сейчас наблюдаются землетрясения. Сейсмических событий достаточно много. Они провоцируют трещины и обвалы. Постройка сложена рыхлыми неустойчивыми породами, они будут подвергаться разрушению. У вулкана Мутновский мощная гидротермальная система. Последние извержения были гидротермальные взрывы. Их предсказать сложно. Так что говорить о том, что сейсмические события – предвестники извержений, пока рано».
Полагаю, незаслуженно отвергнут и забыт проект строительства каскада гидроэлектростанций на реке Жупанова суммарной мощностью 300 мегаватт. Его возведение планировалось еще в советское время, но случившаяся перестройка сломала все планы строительства и надолго оставила Камчатку без дешевой электроэнергии (напомню, что киловатт/час в Камчатском крае на сегодняшний день самый дорогой в России).
В свое время, вместо того чтобы построить одну гидроэлектростанцию и, как говорится, слезть с «мазутной иглы», мы возвели две геотермальных электростанции и протянули газопровод длиною 418 километров. Ни то ни другое камчатской энергетике не помогло, и она снова вернулась к старому доброму и очень дорогому мазуту, а когда закончится газ, электрогенерации Соболевского района вернутся к солярке, которая значительно дороже мазута.
Стоило-таки городить огород?
Вячеслав СКАЛАЦКИЙ