РЕДАКТОРСКАЯ КОЛОНКА

Новость о том, что 20 августа этого года директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов начал дискуссию о переносе столицы Российской Федерации «На Урал, в Поволжье или Западную Сибирь», прямо скажем, встряхнуло просвещенную публику.

Его идея родилась не на пустом месте. Днем ранее председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов отправил Президенту России Владимиру Путину «Доктрину размосквичивания», содержащую предложение о перенесении столицы страны за Урал. Средства массовой информации подхватили эту новость, и она моментально разлетелась по всей стране.

Предложение о переносе столицы России в Сибирь или на Урал – не новое. Оно возникало примерно с такой же частотой, как вопрос о выносе мумии вождя российского пролетариата Владимира Ильича Ульянова (Ленина) и перезахоронении его на Родине в Ульяновске (бывшем Симбирске), как и завещал сам вождь. Кстати мумию «самого человечного человека», то бишь Ленина, несколько раз уже выносили из мавзолея. Один раз в конце 30-х годов, когда на коже мумифицированного вождя появились пятна плесени, которые в срочном порядке пришлось отмывать. Другие разы были связаны с профилактическими работами, как в самом мавзолее, так и с мумией Ульянова (Ленина). Лишь однажды мумию вывезли из мавзолея почти на четыре года. Это случилось во время Великой Отечественной войны, в октябре 1941 года, когда гитлеровцы приблизились к Москве, и существовала реальная угроза захвата столицы. Тогда главный идеологический символ с Красной площади отправили в Тюмень. Саркофаг с останками устроителя первого в мире Советского государства разместили в здании старого ремесленного училища. Подле него установили пост № 1, на который регулярно заступали сотрудники НКВД. Лишь весной 1945 года саркофаг с содержимым вернули на место. В тот же суровый октябрь 1941 года столицу СССР было решено перевести из Москвы в Куйбышев (ныне Самара). Более половины правительственных учреждений, а также Большой театр, дипломатические миссии были перемещены в этот славный город. Даже диктор Левитан, выходя в эфир со словами «Говорит Москва», в это время находился в Куйбышеве. Не будем забывать, что Санкт-Петербург стал столицей нашей Родины при Петре I. А спустя почти 200 лет советское правительство перенесло столицу из Санкт-Петербурга (к тому времени Петрограда) в Москву. В начале XXI века вопрос о переносе столицы начал муссироваться особенно интенсивно. Экономические аналитики и политологи предрекали переезд либо в Санкт-Петербург, либо в Новосибирск. Они считали, что Московский регион вобрал в себя около 20% всего населения страны, превратившись в гиперцентрализированный финансовый и экономический центр, что крайне отрицательно сказывается на развитии остальных регионов страны, особенно Сибири и Дальнего Востока.

Если с выносом мумии Ульянова (Ленина) из мавзолея все более менее понятно. Т.е. можно ожидать, что это случиться в ближайшие 20 лет и предание останков земле не потребует огромных финансовых затрат, то с переносом столицы все будет несоизмеримо сложнее. Сделать из Самары, Екатеринбурга, Новосибирска или какого либо другого города столицу Российской Федерации потребует огромных финансовых вложений. Насколько это целесообразно для улучшения социального самочувствия россиян? В качестве ответа можно привести следующий довод. В советское и постсоветское время сложилась и продолжает развиваться тенденция, что Москва это и есть вся Россия. Многие москвичи живут с ощущением, что они избранные, и за Московской кольцевой автодорогой (МКАД) начинаются колонии. Не одно поколение чиновников выросло на этом тлетворном, разлагающем ощущении. Мы часто грустно шутим, что для них Россия сжимается до границ Садового кольца в Москве. Похоже, вылечить московский шовинизм и привить ощущение разнообразия и огромности нашей страны, не получиться иным путем, кроме изменения географического положения самой столицы на уральские или сибирские координаты. Процесс этот будет мучительным, долгим и баснословно дорогим.

Позволю себе вспомнить строчки великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова: «Жаль только – жить в эту пору прекрасную, уж не придется – ни мне, ни тебе».

Вячеслав СКАЛАЦКИЙ