РЕДАКТОРСКАЯ КОЛОНКА

Нет, правда, почему есть День моряка-подводника, но нет Дня моряка-надводника? Надводные военные моряки задают этот вопрос без обиды, они знают ответ. Потому что у подводников служба опаснее, и море они видят по праздникам, и к морской болезни не приучены. Чуть закачало – сразу ныряют или блюют внутри корпуса, а не за борт.

Всероссийский самодержец Николай II ой, как далеко глядел, когда в 1906 году марта 17-го дня подписал указ о создании нового «разряда» кораблей» подводных лодок, подарив Российскому Военно- морскому флоту еще один праздник. Отныне подводники, произнося тост, всегда вспоминают российского императора своим подводным спасибочко. С одной стороны Его августейшее Величество соорудил себе несокрушимый подводный памятник, что ни подлодка – то монумент. Много славных и разных дел числится за подводниками.

С другой стороны, свет Николай Александрович положил начало великому подводному братству и особой военной касте. У них (подводников) к начальникам обращаются по имени отчеству подчиненные офицеры и мичманы. А к командиру подлодки – «Товарищ командир». Матросы же предпочитают в обращении протяжное и неопределенное «та а-а-ищ тант». И только к  командиру опять же обращаются «Товарищ командир». Представьте себе, как к командиру какой-нибудь мотострелковой бригады «зеленый» лейтенант обратиться по имени и отчеству. В ответ он, в лучшем случае, услышит пятиминутную тираду почти на 100 процентов состоящую из ненормативной лексики.

Подводники чураются парадного лоска, чем грязнее рабочая форма, тем исправнее вверенная техника.

На Камчатке подводники тихо гордятся еще и тем, что в поселке Рыбачьем (ныне одноименный микрорайон Вилючинска) 85 процентов жителей имеют высшее образование. По этому показателю Рыбачий занимает едва ли не первое место в России.

В Вилючинске, в микрорайоне Приморском, проживает и подводник

№ 1 в новейшей истории России. Он, разумеется, не топил вражеские корабли, но умудрился стать единственным евреем – командиром электромеханической боевой части (БЧ-5) на атомных подводных лодках СССР. Благодаря его мужеству и профессионализму смогли спастись с затонувшей в бухте Саранной (23 июня 1983 года) подлодки К-429 более шестидесяти человек. При расследовании обстоятельств аварии он прошел через изнурительные допросы, где многие дрогнули, но не опорочил ни одного человека. В конце концов,  высокая комиссия признала его действия в экстремальной ситуации правильными. По результатам ее расследования он был награжден орденом «Красной звезды». В конце апреля 1998 года уже ушедший на берег подводник всенародным голосованием был выбран мэром Вилючинска. Потом его, единственного среди мэров секретных городов России, на эту должность жители переизбирали еще два раза. 14 октября прошлого года он в возрасте 65 лет сложил с себя полномочия главы города. Судьба еще раз испытала его на прочность, когда против него, с подачи местных особистов, по  надуманному предлогу возбудили уголовное дело, закончившееся ничем. Возможно, причиной послужили родственные связи. Его родная сестра живет в Израиле, а родственники по линии жены, живут и жили на территории  не дружественной нам тогда Украины. Напомню, что он имел доступ к секретным сведениям особой важности и был единственным мэром-евреем Российского закрытого административного территориального образования. С ним ушел целый скол времени, поделивший Вилючинск на «до» и «после».

Разумеется, читатели догадались, что я веду речь об Александре Борисовиче Маркмане.  Возможно, кому-то покажется слишком сильным присвоение звания подводника № 1 в новейшей истории России Александру Маркману. Но газета с удовольствием выслушает иные предложения, с иными фамилиями, которые украсили железный строй подводников, как на суше, так и под водой.

Нет, все-таки Николай II далеко глядел…

Вячеслав СКАЛАЦКИЙ.