7 февраля этого года на сайте Правительства Камчатского края появилась информация об утверждении правил главной гонки «Берингия» по маршруту Эссо – Оссора, а также о размере призового фонда. Победитель состязаний получит три миллиона рублей, за второе место дадут два миллиона рублей и за третье – один миллион рублей. В соревнованиях примут участие 18 каюров, из которых 15 местных гонщиков.
На «Берингию-2022» опять не приедет Почетный каюр Камчатки, бывший губернатор нашего региона Алексей Кузьмицкий. Это звание он получил за то, что в 2010 году, надев на себя национальную одежду, проехал несколько сот метров на санях, запряженных собаками, при открытии очередной гонки. Через год господина Кузьмицкого, словно ветром сдуло. Может, не стоило напяливать себе на голову малахай, чужая «корона» всегда не к добру. Тогдашний руководитель пресс-службы губернатора Камчатского края Гузель Латыпова очень гордилась своей придумкой по поводу Почетного каюра, хотя её руководителю больше подошло бы звание «Почетный олень».
В феврале 2020 года, тогда руководитель Аппарата губернатора и Правительства Камчатского края, Алексей Войтов совместно с интимной подругой, руководителем Агентства по туризму и внешним связям, Аленой Стратоновой еще более озадачили камчатцев своими фантазийными извивами. Не подумайте, речь не идет о том, что бюджет главной гонки Камчатки вырос почти до фантастических ста миллионов рублей (начиналось всё с двадцати пяти), речь о том, что они еще придумали новые лозунги для состязания: «Берингия – это единство», «Берингия – это решительность», «Берингия – это отвага», «Берингия – это преданность» и т.п. Можно было добавить: «Берингия – это любовь», «Берингия – это энергия», «Берингия – это добро», «Берингия – это движение», «Берингия – это хрустящий снег», «Берингия – это лай собак», «Берингия – это главный денежный приз», впрочем, любой желающий может добавить к этому набору пустой трескучей банальщины что-то свое. Мало того, вышеназванная парочка приложила руку к изданию набора открыток по поводу соревнований, где написано, что (цитирую): «Жители Камчатки до сих пор пользуются собачьими упряжками, чтобы добираться до отдаленных северных поселений». Да, видимо, много огненной воды хлебнули тогда господа Войтов и Стратонова, только спьяну может привидеться, что камчатцы добираются до отдаленных северных сёл на собачьих упряжках. Через год всё тем же северным ветром вынесло вон из управленческой номенклатуры нарцисса Камчатского края Алексея Войтова и его главную туристку-затейницу Алену Стратонову.
В прошлом году «Берингия» тоже не обошлась без сюрпризов. Восемнадцать местных каюров обратились к губернатору Камчатского края с письмом, которое заканчивалось словами: «Нам не нужна спортивная гонка – северяне не любят слишком сильно торопиться». (Это был бунт против засилья чужаков, которые последние несколько лет побеждали на соревнованиях.) Однако в этом году те же самые каюры ради главного приза готовы поторопиться. Чем объяснить столь кардинальный поворот в их сознании, сказать не берусь. Возможно, все, кто не попадет в первую тройку, получат утешительные призы. Либо все московские участники – победители предыдущих соревнований сделали себе временную прописку на Камчатке, т.е. превратились в наших местных гонщиков на период проведения «Берингии». Как бы там ни было, местные каюры губернатору больше не пишут, но, согласитесь, как лирично звучала одна из строк в их письме (цитирую): «Каюр медленно едет от села к селу с новостями, примечает по тундре, что где изменилось за год, – вот главный символ гонки «Берингия». Тут главное – успеть доехать до того момента, покуда снег в тундре не растает. Что случилось с местными гонщиками? Им больше не надо примечать, как изменилась тундра за прошедший год? Или больше не интересно нести новости от села к селу? Куда улетучился «дух Севера», за который они так ратовали?
Нам лишь остается пожелать участникам «Берингии-2022» – пусть победит сильнейший! То есть тот, кто придет к финишу быстрее.
Вячеслав СКАЛАЦКИЙ