12 апреля этого года истек срок выполнения поручения, поставленного губернатором Камчатского края Владимиром Солодовым перед врио министра культуры Камчатского края Оксаной Прокопенко. Поручение губернатора состояло в следующем: Оксана Игоревна должна была найти место под строительство Музея воинской славы либо подобрать подходящее здание для его размещения. Оксана Игоревна поручение губернатора не исполнила. На мой взгляд, причина здесь только одна: госпожа Прокопенко имеет очень низкий профессиональный уровень в первую очередь как управленец, а во вторую – как специалист в области музейного дела и культурной политики Камчатского края.
Положение усугубляет обещание, данное нашим губернатором Президенту Российской Федерации, что Музей воинской славы в скором времени появится на территории Петропавловск-Камчатского городского округа. С целью определения концепции будущего музея два месяца назад при Правительстве Камчатского края была создана рабочая группа, куда вошла и Оксана Прокопенко. Проведя два заседания, рабочая группа так ни о чем и не договорилась, кроме одного – собраться еще раз.
Конечно, концепция создания и наполнения Музея воинской славы – дело нужное, от этого зависят требования к его площадям и объемам помещений. Помимо этого, есть обязательные требования к музеям, которые необходимо исполнить и учесть при строительстве либо реконструкции подходящего здания. Полагаю, врио министра культуры Камчатского края Оксана Прокопенко даже в общих чертах не знает, что будет находиться в планируемом музее, и слыхом не слыхивала об особых требованиях, предъявляемых к музеям. Более того, Оксана Игоревна даже не потрудилась найти участок на территории ПКГО, пригодный для постройки исторического сооружения. Найти – это значит понимать, какие габариты будут у здания музея. Чтобы понимать про габариты, нужно представлять себе, какими экспозициями следует наполнить будущий музей. Круг замкнулся. Я уже не говорю о том, что музей не должен соседствовать с неприглядными строениями либо сооружениями. Он должен иметь специальное место для экспозиции под открытым небом военной техники разных исторических времен. Также необходимо предусмотреть место для парковки автомобилей, широкие подъездные пути, прогулочные зоны и т.п. Опять возвращаемся к тому, что нужно, хотя бы умозрительно, представлять, какую военную технику будут выставлять для показа нашим жителям и гостям краевой столицы.
Знает ли врио министра культуры Камчатского края Оксана Прокопенко пусть одну сотую часть проблем, с которыми ей придется столкнуться при создании Музея воинской славы?
Думаю, ей небезынтересно будет узнать, что коллекция предметов, хранящихся в Выставочном центре воинской славы ПКГО (филиал Дома культуры «СРВ»), рядом со зданием Дома офицеров флота, не является экспонатами и собственностью так называемого выставочного центра, т.е. муниципальной собственностью. Все это имущество принадлежит Группировке войск и сил на северо-востоке Российской Федерации. Более того, у значительной части этих предметов нет истории, т.е. неизвестно, как они там оказались. И еще, предлагаю Оксане Игоревне на запивку: в выставочном центре хранятся ордена и медали, которые хранить там запрещено, потому что они должны сдаваться в администрацию Президента Российской Федерации. На эти награды должна быть оформлена дарственная от родственников обладателей наград. Таковой дарственной, увы, нет. Значит, награды надо сдать.
Чем собирается Оксана Игоревна наполнять экспозиции будущего музея? Видимо, как сейчас принято говорить, интерактивным видеоконтентом. Наша врио министра культуры что-нибудь слышала об этом или видела, хотя бы краешком глаза?
Из всего сказанного можно сделать вывод, что с таким врио министра культуры Камчатского края не видать нам Музея воинской славы в ближайшие десять лет как собственных ушей.
Вячеслав СКАЛАЦКИЙ