РЕДАКТОРСКАЯ КОЛОНКА

На излете зимы високосного 2020 года Законодательное собрание Камчатского края приняло в первом чтении региональный закон «Об отдельных вопросах проведения публичных мероприятий в Камчатском крае».

Если в прошлом году этим законом было запрещено проводить уличные акции (митинги, шествия) ближе 250 метров от административных зданий, то поправки этого года коснулись времени проведения. Теперь митинговать можно до 9 и после 19 часов и нельзя совмещать культмассовые мероприятия с публичными акциями. Свежие новшества появились в законе после того, как Конституционный суд Российской Федерации вынес свое решение, что региональные власти не вправе ограничивать граждан в проведении мирных акций. Новые поправки в старый закон вызвали бурную реакцию системной и несистемной оппозиции, а также у пользователей социальных сетей.

Действительно есть некоторая двусмысленность в региональном законе. Например, первомайскую демонстрацию проводить вблизи административных зданий почему-то можно, а иное мирное шествие нельзя. Митинг в честь российского Государственного флага возле стелы воинской славы организовывать можно, а против или в поддержку кого-либо запрещено.

Всякое публичное мероприятие, связанное с участием большого количества людей, всегда находится в зоне риска. Поведение толпы подчиняется своим разрушительным законам, а не законам здравого смысла. Любая провокация может вызвать немотивированную агрессию с печальными последствиями. С этой точки зрения власти обязаны принимать все меры, чтобы публичные акции не вызвали беспорядки с хулиганскими проявлениями. Есть и другая сторона у этой медали. Заранее ограничивая людей в действиях, не нарушающих порядок, власть тем самым создает ощущение, что испытывает страх перед своим народом, мол, народ не хотят слушать и боятся правды, которую он может высказать. Поэтому в столь щепетильном вопросе, как выстраивание взаимоотношений власти и народа, нужно придерживаться максимальной открытости и широкого обсуждения, чтобы не давать повода камчатской доморощенной оппозиции к завышенной самооценке. Зачем провоцировать недовольство населения на ровном месте? Далеко не все люди выходят на митинги, но подавляющее большинство населения будет возмущаться ужесточением условий их проведения. Очень хорошо помню один несанкционированный митинг, проходивший на площади Ленина, организованный несистемной оппозицией в 2014 году. В то время несистемную оппозицию подпитывал, на мой взгляд, провокатор местного разлива владелец семи процентов акций комбикормового завода господин Черешня. Он хотел заставить краевое правительство купить у него эти акции. Тогда на площади собралось около 30 человек. Губернатор Владимир Илюхин всех митингующих пригласил в помещение малого зала Правительства Камчатского края для диалога. Очень любопытные выступления довелось мне услышать на той встрече. Одна очень шумливая пожилая женщина сетовала на то, что ее внучка, окончив учебу в политехническом техникуме, не может устроиться на работу, и просила помочь губернатора. Позже выяснилось, что родители внучки лишены родительских прав, а сама она (внучка) не окончила учебное заведение, а лишь учится на последнем курсе и, не имея диплома, не может найти работу по специальности. Другой крикливый оппозиционер заявил, что правительство края покупает топливо (солярку) по завышенной цене, и что у него есть другой поставщик, который может продать топливо подешевле. Губернатор тут же предложил ему дать контакты этого поставщика. Тот пообещал, но так и не сделал этого.

Нынешние представители несистемной и так называемой системной оппозиций, можно сказать, выросли у меня на глазах. Вспоминается одна дискуссия, проходившая около двух лет назад между представителями краевого правительства и оппозиционерами за круглым столом. Один из «противников режима» искренне возмутился, почему камчатское правительство «не берет бесплатную энергию из недр земли»? Я с коллегами-журналистами тогда не удержался от искреннего смеха. Дело в том, что на Камчатке существует две геотермальные электростанции, и электроэнергия, которую они добывают, далеко не бесплатная, да и в принципе не может быть бесплатной. Это такая же аксиома, как вода мокрая, камень твердый, лошади кушают овес, а Волга впадает в Каспийское море. Если одних несистемных оппозиционеров, например Владимира Шуманина, на мой взгляд, нужно ловить и лечить, то другим (системным), например, эсеру Александру Каменюку, необходимо пройти курсы по ликвидации экономической безграмотности, хотя, возможно, и первое тоже не помешало бы.

Возвращаясь к законопроекту «Об отдельных вопросах проведения публичных мероприятий в Камчатском крае», можно лишь сожалеть, что его не сделали максимально демократичным. Кого здесь бояться?

Вячеслав СКАЛАЦКИЙ