На прошлой неделе стало известно, что Министерство обороны и Генштаб ВС РФ приняли решение об отправке на Камчатку новейшего атомного ракетного подводного крейсера стратегического назначения «Князь Олег» (проект 955А «Борей-А» с 16 твердотопливными межконтинентальными баллистическими ракетами «Булава»).
Хотя по принятому ранее решению стратегический крейсер должен был пополнить подводную составляющую Северного флота.
К нашему полуострову из Санкт-Петербурга также отправится корвет «Гремящий» с ракетами «Калибр» на борту, ранее планировавшийся для пополнения Северного флота.
Военным ведомством также принято решение о строительстве на северной верфи в Санкт-Петербурге 6 дизель-электрических подводных лодок проекта 636.3 типа «Варшавянка» (на вооружении у нее находятся ракеты «Калибр» и торпеды). Все они строятся для Тихоокеанского флота.
Первая из них с названием «Петропавловск-Камчатский» в настоящее время проходит ходовые испытания на Балтийском море. Кроме того, все три строящихся больших десантных корабля типа «Иван Грен» получат прописку на Дальнем Востоке.
С Северного флота собираются перегнать уже вступивший в строй большой десантный корабль «Петр Моргунов».
Наш дальневосточный Амурский судостроительный завод (АСЗ) наконец сумел сдать Тихоокеанскому флоту корвет «Совершенный» (полное водоизмещение 2200 тонн, вооружен ракетами «Уран», дальность действия которых в 15 раз меньше чем у ракет «Калибр»). Его строили целых 11 лет.
Мировая практика кораблестроения показывает, что корабли подобного класса строятся максимум за два года. Потренировавшись на корвете, АСЗ получил новый заказ на строительство 6 малых ракетных кораблей, вооруженных ракетами «Калибр». Амурский судостроительный завод раньше строил атомные подводные крейсера стратегического назначения, а теперь едва справляется со строительством «москитного» флота, что говорит о почти полной утрате судостроительной компетенции (старые специалисты ушли, а новые не появились).
За последние 7 лет, из 8 списанных атомных подводных лодок 6 пришлось на Тихоокеанский флот. По сути, наши тихоокеанские морские рубежи оказались незащищенными. Поэтому ни один другой флот не может похвастать столь пристальным вниманием к оснащению новыми кораблями со стороны Министерства обороны РФ.
Удастся ли хотя бы в ближайшие 10 лет исправить ситуацию с военным судостроением на Дальнем Востоке? Я сильно сомневаюсь.
Люди продолжают уезжать с дальневосточных окраин, и у Правительства РФ пока нет рецепта, как приостановить этот процесс, не говоря уже о том, как повернуть его вспять.
На кой леший судостроителю нужен, например, дальневосточный гектар или иные сомнительные преимущества в развитии предпринимательства? В первую очередь людям нужна хорошая зарплата, жилье и ощущение стабильности. За большие деньги они готовы потерпеть некоторые бытовые неудобства или отсутствие бурной богемной жизни.
Кстати, перебазирование кораблей и подводных лодок с Северного флота приведет к всплеску жилищного строительства и портовой инфраструктуры в городе Вилючинске и микрорайоне Завойко в городе Петропавловске-Камчатском (экипажам кораблей сразу должны предоставить квартиры).
Успеем ли мы принятыми мерами заделать брешь в нашей обороне на дальневосточных рубежах? И кто главный вероятный противник в Дальневосточном регионе?
Не ошибусь, если скажу – США.
Военное противостояние Китайской Народной Республики и Соединенных Штатов Америки нарастает день ото дня. Обе страны жонглируют горящими булавами рядом с бочкой пороха. В случае начала военного конфликта мы будем обязаны, согласно договору, оказать Китаю как военную, так и иную помощь.
Только с таким техническим и количественным состоянием Тихоокеанского флота мы не представляем серьезной угрозы даже для Японии.
Чем мы будем отбиваться в случае войны на Дальнем Востоке? Наверное, дальневосточным гектаром, туристическими кластерами и налоговыми каникулами.
Вячеслав СКАЛАЦКИЙ