Камчатская региональная общественная организация «Камчатско-Курильские экспедиции» в лице двух человек – руководителя Евгения Верещаги и научного руководителя Ирины Витер – засобиралась в очередную экспедицию на остров Шумшу. Если не ошибаюсь, это будет их девятая Курильская экспедиция, такая же бесполезная, как первые восемь.
Газета «Вести» неоднократно рассказывала о бессмысленной работе этих экспедиций. Путешествуя по островам, двое скитальцев не привезли в Камчатский краеведческий музей ни одного артефакта, добытого законным путем и поставленного на учет согласно закону.
Что делать с теми предметами, которые они доставили с островов, теперь не знает никто. Их легче вернуть туда, откуда взяли.
Зачем, спрашивается, они отправлялись в путешествие на острова? Возможно, господин Верещага преследовал какую-то коммерческую цель, а госпожа Витер, видимо, хотела прикоснуться к истории, чтобы потом говорить: «Я там была».
Ирину Васильевну можно понять. Не каждому человеку доводится побывать в труднодоступных местах героических сражений наших воинов. Но ехать на Курильские острова в девятый раз, чтобы привезти какие-то японские склянки из-под саке – это явный перебор. У госпожи Витер еще хватило наглости письменно пригласить к сотрудничеству Сахалинское отделение Русского географического общества.
На днях ей пришел письменный ответ. Приведу лишь некоторые выдержки из этого письма: «Уважаемая Ирина Васильевна! Ваше письмо без номера и даты, отправленное 31.05.2019 из Петропавловска-Камчатского, нами получено.
… Сведений о наличии у Вас Открытого листа (разрешения на проведение археологических раскопок) не имеется. Между тем в КоАП РФ в статье 7.15. «Проведение археологических полевых работ без разрешения» указано: (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 № 459-ФЗ (далее следует длинный перечень видов наказания, в т. ч. и уголовного, за нарушение данного закона. – Авт.).
… Министерство обороны РФ в органы исполнительной власти субъектов РФ 21 марта 2019 г. направило письмо № 382/2/1175, предложив исключить проведение полевых поисковых работ организациями, не имеющими правоустанавливающих документов и планов проведения поисковой работы на 2019 год, согласованных с Минобороны. В полученном согласованном плане проведения поисковых работ на территории Сахалинской области значится только РО ООД «Поисковое движение России» в Сахалинской области. В ближайшее время его члены выезжают на острова Парамушир и Шумшу, расположенные в Северо-Курильском районе Сахалинской области… Ваша организация в данном сводном плане поисковых работ на территории Сахалинской области не значится, поэтому предлагаемая Вами экспедиция противоправна. В этой вязи Сахалинское областное отделение не может согласиться с предложением об участии в экспедиции Вашей организации на остров Шумшу.
… Во время пребывания в Петропавловске-Камчатском 2–3 июня 2019 года мы с Вами имели возможность видеть 12 досок (досок десять. – Авт.) с фамилиями участников Курильского десанта, находящихся у памятника десанту (около 300 фамилий). На мой вопрос, по какому принципу отбирались фамилии, если в десанте участвовало более 8 000 человек, Вы затруднились с ответом. Это погибшие? Умершие в госпиталях Камчатки? Наиболее отличившиеся?»
К сожалению, Ирина Васильевна не знает даже этого. Фамилии воинов, погибших при штурме острова Шумшу, указанные на мемориальных досках, установленных возле памятника воинам Советской армии – освободителям Курильских островов в 1945 году, указаны бессистемно и неполно, всего 255 человек.
На сегодняшний день официально установлено, что погибших было значительно больше – 1 022 человека.
Наша газета подробно сообщала об этом еще четыре года назад. Некоторые фамилии совпадают с теми, которые указаны на мемориальных плитах, установленных на острове Шумшу. На очередном заседании Камчатского регионального отделения РВИО в 2019 году было принято решение начать подготовительные работы по размещению дополнительных мемориальных плит с полным списком погибших при штурме острова Шумшу в августе 1945 года.
Добавлю, что госпожа Витер является членом совета Камчатского отделения Российского военно-исторического общества.
Ирина Васильевна ответила рассерженным письмом руководителю Сахалинского областного отделения Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» Сергею Алексеевичу Пономареву (цитирую): «К большому нашему сожалению, мы вынуждены Ваше письмо, Сергей Алексеевич, расценить как ответ не по существу, как не обоснованное оскорбление в наш адрес и как не достойный ответ официального лица».
Когда Ирина Витер пишет «мы», видимо, она имеет в виду себя и знатного путешественника Евгения Верещагу.
Хотя нашему великому краеведу, судя по тону ответа, вполне могла прийти в голову мысль называть себя на «вы».
Ей, никем не превзойденной в светлых помыслах, кто смеет указывать, а тем более «лицом об стол»?! Выходит, что кроме вашего покорного слуги на это еще имеют право ее коллеги из Сахалинской области.
Вячеслав Скалацкий,
член совета Камчатского
регионального отделения РВИО