РЕДАКТОРСКАЯ КОЛОНКА

В разгар горячей полемики по поводу внесения изменений в закон о рыболовстве, касающихся введения аукционов на 50 % объема квот добычи краба, ранее распределявшихся по «историческому принципу», грянула новая беда.

Напомню, что у первой беды было вполне себе звучное имя – Глеб и менее звучная, но зато более интригующая фамилия – Франк. Господин Франк является владельцем Русской рыбопромышленной компании.

Отмену «исторического принципа» распределения крабовых квот (это когда за рыбодобывающими компаниями на безвозмездной основе закрепляется определенное количество квот добычи краба сроком на 15 лет) продавливает Глеб Франк.

Ему, по всей видимости, помогают тесть – олигарх Геннадий Тимченко и отец – бывший министр транспорта РФ и до сих пор действующий руководитель госкорпорации «Совкомфлот» Сергей Франк и, скорее всего, близкий приятель, он же руководитель федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков.

В такой теплой компании Глебу Франку любые задачи по плечу. Поэтому второй беды пришлось ждать недолго.

Помните киножурнал «Ералаш», когда первоклассник стоит в большой луже и с недетским остервенением смотрит по сторонам? Вокруг него собирается толпа взрослых людей и все наперебой спрашивают: «Мальчик, ты зачем стоишь в луже?» Мальчик молчит, чем еще более раззадоривает случайных зевак. Когда народу собирается достаточно много, он высоко подпрыгивает и с криком: «А вот зачем!» – шлепается в лужу.

Нечто подобное демонстрирует молодой да ранний Франк-младший. Даже если дерзновенный предприниматель скупит львиную долю крабовых квот на аукционе, то у него не хватит судов для вылова членистоногих.

По нашим подсчетам его долги по кредитам на сегодняшний день составляют около 900 миллионов долларов США. Кроме того, в результате силового перераспределения крабовых квот он получит противников в лице многих добросовестных крабовых добытчиков.

Вторая беда – тоже Глеб Франк, решивший изменить рельеф русла реки Кроноцкой, вытекающей из одноименного озера.

Напомню нашим читателям, что озеро Кроноцкое расположено в Кроноцком государственном природном биосферном заповеднике и находится в списке объектов Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО.

Чего хочет Франк? Он мечтает сделать обводной канал длиной 10 километров вокруг природных порогов, чтобы стадо морской нерки могло заходить на нерест в озеро Кроноцкое. В этом случае, по его подсчетам, он сможет вылавливать около 40 тысяч тонн нерки ежегодно.

Перепад высот на обводном канале составит 220 метров. Опыт строительства, эксплуатации и оценки эффективности рыбохода с подобными характеристиками в мире отсутствует. Стоимость проекта, по самым скромным подсчетам, составит около 30 миллиардов бюджетных рублей.

Кроме того, озеро Кроноцкое находится в зоне сейсмической активности. Так что рыбоходу будут угрожать сходы селей и лавовые потоки. Еще придется проводить масштабные селекционные работы по побуждению молоди речной нерки (кокани), находящейся в озере, к скату из него.

Ученые подсчитали, что при самом оптимистическом, но маловероятном варианте устойчивых возвратов нерки стоит ожидать как минимум через 50 лет (это при условии бесперебойной работы обводного канала).

Будем держать в уме: прежде чем первый ковш франко-бульдозера начнет пробивать обводной канал, Кроноцкий государственный природный биосферный заповедник нужно лишить своего высокого статуса особо охраняемой территории, на что потребуется соответствующее постановление Правительства РФ.

Шестое чувство подсказывает мне, что упорный предприниматель сможет одеть в бетон дикие берега реки Кроноцкой. Однако заставить рыбу идти на нерест в указанном направлении не под силу даже ему.

Похоже, правительству легче отдать Глебу Франку 30 миллиардов рублей просто так, чтобы не приставал со своими затеями. Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы краба и нерку не просило.

Кстати сказать, у высокородного московского предпринимателя нашлись союзники и на Камчатке, как среди представителей научной, журналистской среды, так и среди бизнес-сообщества, правда, всего в одном, но очень упитанном лице.

Вот тебе, бабушка, и неркин день!

Вячеслав Скалацкий