Или как Аптека № 7 в Петропавловске «поддерживала в тонусе» местных наркоманов
Тот самый продавец
1 июня 2012 года вступила в силу норма Постановления Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 599 «О мерах контроля в отношении препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, включенных в перечень наркотических средств, подлежащих контролю в Российской Федерации», предусматривающая рецептурный отпуск комбинированных кодеинсодержащих лекарственных препаратов.
То есть купить кодеинсодержащие препараты в аптеке можно будет только по рецепту врача. К запрещенным для свободной продажи лекарствам относятся такие известные всем препараты, как, например, тропикомид, коффетин-голд, нурофен плюс. Для обычных людей, это просто лекарства, но для кого-то это «смысл жизни». Из кодеинсодержащих препаратов наркозависимые люди делают дезоморфин – наркотик, занимающий на сегодняшний день второе место по популярности среди наркоманов, после героина. Такую популярность дезоморфин приобрел из-за того, что наркотик легко приготовить в домашних условиях, а запрещенные лекарства, как оказалось, не трудно приобрести в некоторых аптеках. Дезоморфин вызывает сильную зависимость уже после первого употребления и имеет страшные последствия. На сленге наркоманов дезоморфин звучит как «крокодил».
Сильная зависимость, которую вызывает наркотик, не оставляет бескорыстными фармацевтов некоторых аптек Петропавловска. Как оказалось, жажда быстрой и крупной наживы зачастую помогает недобросовестным хозяевам или работникам аптек с легкостью преступать закон и способствовать, таким образом, развитию наркомании на Камчатке. Сотрудниками службы наркоконтроля был совершен ночной рейд, в ходе которого выяснилось, что в городе есть круглосуточная аптека, где любой желающий может вечером купить «готовый набор наркомана», который находился у фармацевтов этой аптеки прямо под кассой. Аптека № 7 на улице Тушканова, 10 (на остановке АЗС), давно попала в поле зрения сотрудников ФСКН, а контрольная закупка запрещенных лекарств лишь подтвердила их подозрения. В подсобном помещении аптеки были обнаружено 3 коробки препаратов терпинкод и коффетин-голд, хранившихся не под замком, а просто на столе и на полу. Кроме того, часть лекарств находилась без заводской упаковки. Также были обнаружены и изъяты тетради неофициального учета кодеино- и эфедриносодержащих препаратов. Судя по записям, только терпинкода аптека продавала без рецепта по 150 (!) упаковок в день. Такие объемы сбыта за месяц в 2 раза превышают количество официально проданных рецептурных препаратов в других аптеках.
Журналисты газеты «В» провели своей рейд в Аптеку № 7.
Когда наш корреспондент замаскировался «под местного» и пришел в аптеку за «заветным наборчиком», то фармацевт сделала большие глаза, кинула листок с названием лекарств журналисту, и убежала со словами «Нет у нас таких лекарств, мы не продаем, уходите». Чуть позже мы зашли туда же, но уже с фотокамерой и диктофоном и стали расспрашивать работницу аптеки. На вопрос, продавали ли здесь раньше такие препараты, она ответила, что продавали. Но на все остальные вопросы отвечать отказалась и снова «пустилась в бега». Нам удалось выяснить, что эта аптека принадлежит некой Ольге Миллер. Но с хозяйкой Ольгой Юрьевной Миллер поговорить не удалось. Нам ответили фразой, которую, думаю, не любят все журналисты: «без комментариев». На следующий день журналисты снова пришли в аптеку № 7 с намерением купить лекарство и попробовать начать беседу уже с другим продавцом. Но нас насторожил один момент: мужчина, стоявший в очереди перед нами, купил обезболивающее, и попросил сотрудницу аптеки показать сертификат соответствия на лекарство, но фармацевт ответила отказом, аргументируя это тем, что «контрафакта в нашей аптеке нет, и запрещенными лекарствами мы не торгуем». Тогда мы решили купить обычный активированный уголь и аскорбиновую кислоту, и тоже попросили нам показать сертификат качества лекарственного средства.
Корр.: Я могу увидеть сертификат качества этого лекарства.
Фармацевт (Ф): Зачем?!
Корр.: Как зачем? Я хочу удостовериться, что покупаю качественное лекарство, а не подделку.
Ф.: Вы кто?
Корр.: На данный момент я покупатель. Вы покажете сертификат?
Ф.: Ничего я вам приносить не буду. Отдайте мне лекарства и забирайте деньги.
Корр.: Нет уж. Лекарства мне нужны. Так вы покажете документ? Вы же так уверенно заявили только что, что не продаете контрафактный товар.
Ф.: Я сказала, уходите отсюда! (отбирая у нас мешочек с таблетками).
Из аптеки стали выходить испуганные покупатели. Мы же пошли фотографировать скромный уголок покупателя, чтобы убедиться, какие документы выдаются работниками аптеки по требованию клиента. Но тут нас снова настигла фармацевт, но уже с довольно агрессивным настроем.
Ф.: Что вы тут фотографируете? Что вам надо?
Корр.: Мы корреспонденты газеты «Вести».
Ф.: Покажите ваши документы!
Корр.: Вот, пожалуйста.
И тут фармацевт начала вырывать удостоверение из рук журналиста.
Корр.: Не тяните, смотрите из рук.
Ф.: Вы всего лишь журналисты. Я не буду вам показывать сертификат.
Корр.: Почему?
Фармацевту надо отдать должное, она быстро сориентировалась:
Ф.: Для того, чтобы принести сертификат мне надо идти на склад. На данный момент я работаю в зале одна, и не имею права покидать зал.
Корр.: Вчера ваша сотрудница тоже работала одна, но наше присутствие и наличие покупателей ничуть ее не смутило, когда она решила спрятаться от нас на складе. Вы сказали, что не продаете запрещенные лекарства, а как же тот факт, что вы устроили здесь целый бизнес по продаже лекарств без рецепта для наркоманов? Как вы это объясните?
Фармацевт начала «огрызаться» и выставила нас за дверь.
На вопрос журналистов нашей газеты, кто же должен осуществлять контроль за продажей лекарств в аптеках города, Роспотребнадзор ответил так: контроль (надзор) за деятельностью аптек, осуществляющих розничную продажу лекарственных средств, осуществляет министерство здравоохранения субъекта РФ. Но больше всего удивил вот этот ответ, цитата: «Установить факт продажи без рецепта врача лекарственных средств, не включенных в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, не представляется возможным без совершения проверочной закупки. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» проверочная закупка является оперативно-розыскным мероприятием. Управление правом на проведение таких мероприятий не наделено (ст. 13 данного ФЗ)».
Получается, что ни ФСКН и Роспотребнадзор не могут справиться с нерадивыми фармацевтами, которые продают в аптеках лекарства без рецепта. Весь контроль по аптекам «лег на плечи» нашего миндзрава. Материалы проверки по этому делу уже направлены в министерство здравоохранения Камчатского края для дальнейшего разбирательства. Нам, к великому сожалению, не удалось поговорить с министром здравоохранения Татьяной Лемешко. Как оказалась, человек она очень занятой. А другие сотрудники минздрава комментировать эту историю наотрез отказались. Интересно, почему? Ведь рост наркомании, особенно среди молодежи, сегодня остро стоит на повестке дня и должен волновать не только обеспокоенных родственников начинающих и закоренелых наркоманов, и сотрудников госнаркоконтроля, но и минздрав, в обязанности которого непосредственно входит контроль за продажей кодеинсодержащих препаратов.
Зато журналистам нашей газеты удалось связаться с пресс-службой ФСКН по Камчатскому краю, где нам разъяснили, что это далеко не первая и, к сожалению, не последняя аптека, где приторговывают запрещенными к свободной продаже лекарствами. И сотрудники службы наркоконтроля регулярно проводят подобные рейды именно для того, чтобы выявить фармацевтов, которые имели неосторожность наживаться на зависимости наркоманов от дезоморфина. Сотрудник пресс-службы пояснил, что продажа лекарств без рецепта – это административное правонарушение, за которое грозит штраф 3-5 тысяч рублей (это ничтожно-маленький штраф для аптеки, продававший по 150 упаковок в день). Еще аптека может приостановить свою деятельность на 90 дней. А максимальное наказание – отберут лицензию на продажу. А пока идет «некомментируемое разбирательство» в узком кругу сотрудников минздрава о здоровье нации и «нездоровое отношение некоторых аптек к запретам», Аптека №7 продолжает свою работу и днем, и ночью… Покупайте на здоровье!
Катерина АРТЕМЬЕВА.
Справка «В»:
Сертификат качества лекарственного средства – документ, подтверждающий соответствие качества лекарственного средства государственному стандарту качества лекарственных средств (статья 4 Закона № 86-ФЗ).
Срок действия сертификата на партию (серию) лекарственных средств не устанавливается. Сертификат действителен при поставке, продаже партии продукции в течение срока годности лекарственного средства, установленного нормативными документами.
Выдается работниками аптеки по требованию клиента.
Справка «В»:
В стране около 80 % притонов – это дезоморфиновые. Причина этой катастрофы проста – наркоконтроль перекрыл поставки героина. Замена нашлась быстро – дезоморфин. Он дешевый, варят его помногу, доза стоит от 200-300 рублей. Наркоманы не могут сделать инъекцию дезоморфина в одно и то же место. Свое прозвище «крокодил» наркотик получил за способность с большой скоростью вызывать быстрое омертвление тканей и сильное воспаление вен, после чего кожа наркомана становится похожа на чешую. Все тело наркомана покрыта сильными язвами в местах уколов. Дезоморфин очень быстрыми темпами убивает иммунитет человека, а составная гадость, которая содержится в дезоморфине, разносится кровью, закупоривает просветы в сосудах, после чего начинает оседать в каждом органе человеческого организма. После закупорки сосудов тело наркозависимого гниет очень быстрыми темпами, причем внутренние органы начинают гнить и перестают правильно функционировать. Зависимость от дезоморфина развивается практически с первого раза. Живут наркозависимые, употребляющие дезоморфин, около 2 лет. Для примера, зависимые от героина живут, в среднем, пять десять лет. Первый удар из-за закупорки сосудов берут на себя конечности (в медицине это называют тромбофлебит), в них перестают поступать кровь и питательные вещества. Ноги и руги приобретают коричневый цвет, быстро высыхают из-за недостатка крови и питательных веществ. Врачам редко удается спасти конечности, в большинстве случаев дело доходит до ампутации.
Наркоманы видят, как изо дня в день их тело покрывается все новыми и новыми язвами, но зависимость настолько сильна, что они начинают искать вены в других частях тела, после чего их тело превращается в сплошные гнойники и язвы. Человек, который употребляет дезоморфин более шести месяцев, становится похожим на «живой труп», которому врачи могут помочь только продлить жизнь на некоторое время, сделав ампутацию сгнившей конечности, чтобы хоть как-то остановить заражение. Но даже это не останавливает наркомана, постоянная ломка заставляет его бежать в поисках новой дозы. Летальный исход – очень частое явление.
Но все это возможно устранить (при полном прекращении употребления дезоморфина) лечением и снятием ломки медикаментозным способом. К сожалению, рецепт приготовления дезоморфина можно легко найти в Интернете, для его изготовления не нужно иметь специального оборудования и каких-то особых познаний в химии.